Рыбаковский Л.Л. - демограф, социолог, д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН
k
главная страница демография
миграция
население регионов статьи в журналах учебная литература афоризмы
фото




ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ХХI ВЕКЕ


предыдущая
содержание
следущая страница

РАЗДЕЛ 5

ДЕМОГРФИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ РОССИИ И ЕЕ ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

5.3. Прогноз возрастной структуры населения и влияние демографических процессов на трудовой потенциал.

Развитие демографической динамики России по первому прогнозному варианту приведет к почти неуклонному значительному сокращению доли населения трудоспособного возраста в общей численности населения: с 63,2% на начало 2008 г. до 48,0% к началу 2050 г. Некоторое нарушение этой тенденции – небольшое повышение доли населения трудоспособного возраста – будет иметь место только в 2024-2029 гг. С другой стороны, наиболее значительное снижение этого показателя произойдет в период до 2020 г. и после 2035 г.

 Доля населения старше трудоспособного возраста в течение прогнозируемого периода увеличится почти вдвое: с 21,0% на начало 2008 г. до 41,7% на начало 2050 г. Постоянно будет возрастать не только доля, но и численность населения этой возрастной группы.

По сравнению с началом 2008 г. она увеличится на 17,8 млн. человек или на 59,9%. Доля населения моложе трудоспособного возраста, наоборот, в основном будет сокращаться. Несколько возрастет она только до 2017 г.

Таблица 5.3.1

 Прогноз распределения населения России по основным возрастным группам на период до 2050 г. (первый вариант; в %; на начало года)

Годы

Распределение населения по возрастным группам

Доля населения в возрасте 60 лет и старше

моложе трудоспособного

трудоспособный

старше трудоспособного

2010

16,1

62,3

21,6

17,7

2011

16,3

61,7

22,0

18,0

2012

16,5

61,2

22,4

18,3

2013

16,6

60,5

22,8

18,7

2014

16,8

59,9

23,2

19,0

2015

17,0

59,3

23,7

19,5

2016

17,1

58,7

24,3

19,9

2017

17,2

58,1

24,7

20,4

2018

17,2

57,5

25,2

20,9

2019

17,2

57,2

25,7

21,4

2020

17,0

56,9

26,1

22,0

2021

16,8

56,7

26,5

22,6

2022

16,6

56,5

26,9

23,2

2023

16,4

56,4

27,2

23,7

2024

16,0

56,5

27,5

24,1

2025

15,5

56,7

27,8

24,4

2026

15,0

56,9

28,1

24,7

2027

14,6

57,1

28,4

25,0

2028

14,1

57,2

28,7

25,2

2029

13,7

57,3

29,0

25,4

2030

13,3

57,3

29,3

25,6

2031

13,0

57,3

29,8

26,0

2032

12,7

57,1

30,2

26,3

2033

12,4

56,9

30,7

26,7

2034

12,1

56,7

31,1

27,1

2035

11,9

56,5

31,6

27,5

2036

11,8

56,1

32,1

27,9

2037

11,6

55,7

32,7

28,4

2038

11,5

55,2

33,3

28,9

2039

11,4

54,6

34,0

29,4

2040

11,3

54,0

34,7

29,9

2041

11,3

53,3

35,4

30,5

2042

11,2

52,6

36,2

31,1

2043

11,1

51,8

37,0

31,9

2044

11,0

51,1

37,9

32,8

2045

11,0

50,4

38,7

33,6

2046

10,9

49,7

39,4

34,5

2047

10,7

49,2

40,1

35,4

2048

10,6

48,7

40,7

36,4

2049

10,5

48,3

41,2

37,3

2050

10,3

48,0

41,7

38,0

 

Так как будут сокращаться численность всего населения и доля в нем населения трудоспособного возраста, то численность населения этой возрастной группы также будет уменьшаться, причем в значительно большей степени, чем общее число жителей России. Убыль населения трудоспособного возраста будет происходить и в 2024-2029 гг., когда его доля будет несколько увеличиваться. В результате к 2050 г. численность населения трудоспособного возраста, по первому прогнозному варианту, составит 55,6 млн. человек, уменьшившись, по сравнению с началом 2008 г., на 34144,4 тыс. или на 38%. Напомним, что общая численность населения по этому прогнозному варианту сократится к началу 2050 г. на 19,7%.

Рис. 5.3.1

Прогнозная оценка численности входящих в трудоспособный возраст и выходящих из него в России на период до 2049 г. (первый вариант)

Наибольшее сокращение численности населения трудоспособного возраста будет иметь место в 2038-2045 гг., когда его убыль будет превышать 1,2 млн. человек в год. Несколько меньшей, но тоже превышающей 1 млн., она будет в 2012-2017, 2037 и 2046-2047 гг. Минимальное сокращение трудоспособного населения будет в 2023-2028 гг.: не более 240 тыс. человек в год, а в а в 2024 и 2025 гг., соответственно, 95,3 и 80,7 тыс.

Таблица 5.3.2

Оценка численности входящих в трудоспособный возраст и выходящих из него в России на период до 2049 г. (первый вариант; тысяч человек)

Годы

на начало года

Входящие

выходящие

прирост

2010

88263,6

1454,8

2354,4

-899,6

2011

87364,0

1399,8

2333,2

-933,4

2012

86430,6

1335,5

2391,0

-1055,5

2013

85375,1

1284,4

2332,6

-1048,2

2014

84326,8

1314,3

2395,7

-1081,4

2015

83245,4

1264,0

2411,4

-1147,4

2016

82098,1

1286,8

2329,3

-1042,4

2017

81055,6

1297,0

2311,8

-1014,8

2018

80040,8

1392,6

2207,0

-814,5

2019

79226,3

1480,6

2118,2

-637,6

2020

78588,7

1508,1

2103,3

-595,2

2021

77993,5

1465,0

2004,8

-539,9

2022

77453,6

1489,5

1929,9

-440,5

2023

77013,2

1622,0

1857,3

-235,3

2024

76777,9

1698,4

1793,6

-95,3

2025

76682,6

1737,1

1817,8

-80,7

2026

76602,0

1688,4

1796,6

-108,2

2027

76493,8

1630,0

1835,5

-205,5

2028

76288,3

1564,7

1792,8

-228,1

2029

76060,2

1494,0

1850,3

-356,4

2030

75703,9

1432,5

1940,8

-508,3

2031

75195,5

1386,0

1950,2

-564,2

2032

74631,4

1336,9

2002,0

-665,1

2033

73966,3

1284,8

1978,1

-693,3

2034

73273,0

1232,3

2016,1

-783,8

2035

72489,2

1181,9

2101,7

-919,8

2036

71569,4

1133,9

2102,0

-968,1

2037

70601,3

1088,7

2185,1

-1096,4

2038

69504,9

1047,9

2264,8

-1216,9

2039

68288,0

1013,8

2260,4

-1246,6

2040

67041,4

985,6

2283,0

-1297,3

2041

65744,0

960,2

2316,8

-1356,6

2042

64387,4

937,5

2390,5

-1453,0

2043

62934,4

920,0

2375,7

-1455,7

2044

61478,6

908,5

2262,3

-1353,8

2045

60124,8

901,3

2160,8

-1259,5

2046

58865,3

895,5

2091,2

-1195,7

2047

57669,6

890,0

2008,7

-1118,7

2048

56550,9

884,7

1828,3

-943,7

2049

55607,2

878,5

1756,5

-878,0

 

Таблица 5.3.3

Прогнозная оценка численности входящих в возраст  моложе трудоспособного и выходящих из него в России на период до 2049 г. (первый вариант; тысяч человек)

Годы

на начало года

входящие

выходящие

прирост

2010

22792,4

1662,1

1436,6

225,5

2011

23017,9

1604,2

1380,8

223,4

2012

23241,2

1539,6

1315,7

223,9

2013

23465,1

1469,7

1263,6

206,0

2014

23671,2

1408,9

1292,5

116,4

2015

23787,5

1362,9

1241,3

121,6

2016

23909,1

1314,3

1263,3

51,0

2017

23960,1

1262,9

1272,6

-9,7

2018

23950,3

1211,0

1367,6

-156,6

2019

23793,8

1161,3

1455,2

-293,9

2020

23499,8

1114,0

1482,5

-368,5

2021

23131,3

1069,4

1439,2

-369,7

2022

22761,6

1029,2

1463,6

-434,4

2023

22327,2

995,6

1596,1

-600,6

2024

21726,6

967,8

1672,9

-705,0

2025

21021,5

942,8

1712,1

-769,3

2026

20252,3

920,5

1664,3

-743,8

2027

19508,5

903,3

1606,8

-703,5

2028

18805,0

891,9

1542,3

-650,4

2029

18154,6

884,9

1472,4

-587,5

2030

17567,1

879,2

1411,7

-532,5

2031

17034,6

873,8

1365,9

-492,1

2032

16542,5

868,5

1317,3

-448,9

2033

16093,7

862,4

1265,9

-403,5

2034

15690,2

855,5

1213,9

-358,4

2035

15331,8

848,0

1163,9

-316,0

2036

15015,9

839,5

1116,3

-276,8

2037

14739,1

828,1

1071,5

-243,4

2038

14495,7

812,3

1030,9

-218,7

2039

14277,0

793,3

997,1

-203,8

2040

14073,2

773,0

969,1

-196,1

2041

13877,1

752,4

943,8

-191,4

2042

13685,7

730,3

921,3

-191,0

2043

13494,7

706,3

903,9

-197,7

2044

13297,1

681,3

892,6

-211,3

2045

13085,8

656,5

885,6

-229,1

2046

12856,7

632,5

880,0

-247,5

2047

12609,2

608,8

874,8

-265,9

2048

12343,3

585,4

869,7

-284,2

2049

12059,0

562,9

863,8

-300,9

 
В соответствии с первым прогнозным вариантом численность населения моложе трудоспособного возраста будет увеличиваться до 2016 г., хотя масштабы этого увеличения будут сокращаться.

Начиная с 2017 г. будет происходить постоянное сокращение численности населения этой возрастной группы.

Рис. 5.3.2

Прогнозная оценка численности входящих в возраст моложе трудоспособного и выходящих из него в России на период до 2049 г. 

(первый вариант)

Размеры его убыли будут расти до 2025 г., когда она составит 769,3 тыс. человек, затем вплоть до 2042 г. убыль численности населения моложе трудоспособного возраста будет сокращаться, а в конце прогнозируемого периода она снова возрастет, достигнув 300 тыс. человек. При этом численность контингентов, входящих в эту возрастную группу, будет постепенно, но неуклонно сокращаться (особенно заметно в первое 15-летие прогнозируемого периода и после 2040 г.). Численность же контингентов, выходящих из этой возрастной группы, в начале прогнозируемого периода будет заметно сокращаться, затем резко возрастет до 2025 г., после чего снова станет сокращаться сначала существенно, а в конце прогнозируемого периода – незначительно.

Таблица 5.3.4

Прогнозная оценка численности входящих в возраст старше трудоспособного и выходящих из него в России на период до 2049 г. (первый вариант; тысяч человек)

Годы

на начало года

входящие

выходящие

прирост

2010

30610,9

1934,4

1436,2

498,2

2011

31109,2

1933,8

1441,4

492,3

2012

31601,5

2011,8

1445,1

566,7

2013

32168,2

1974,9

1449,9

525,0

2014

32693,2

2057,9

1452,3

605,6

2015

33298,8

2095,4

1455,7

639,7

2016

33938,5

2034,8

1458,1

576,7

2017

34515,2

2038,0

1459,2

578,7

2018

35093,9

1954,3

1458,8

495,6

2019

35589,5

1885,8

1456,7

429,1

2020

36018,6

1890,4

1454,7

435,7

2021

36454,2

1812,0

1454,9

357,2

2022

36811,4

1755,4

1455,4

299,9

2023

37111,3

1700,1

1455,7

244,4

2024

37355,7

1652,8

1454,7

198,2

2025

37553,9

1692,1

1452,7

239,3

2026

37793,2

1673,2

1455,9

217,2

2027

38010,5

1714,0

1459,1

254,9

2028

38265,4

1673,2

1460,3

212,9

2029

38478,3

1732,6

1464,0

268,5

2030

38746,8

1825,3

1472,3

353,0

2031

39099,8

1838,3

1488,0

350,3

2032

39450,2

1893,7

1505,5

388,2

2033

39838,4

1874,3

1521,9

352,4

2034

40190,7

1916,3

1539,6

376,7

2035

40567,4

2006,6

1558,1

448,5

2036

41015,9

2012,4

1576,4

436,0

2037

41452,0

2101,1

1594,2

506,9

2038

41958,9

2186,7

1609,6

577,1

2039

42535,9

2188,5

1624,8

563,7

2040

43099,7

2217,6

1638,7

578,8

2041

43678,5

2258,6

1650,9

607,7

2042

44286,2

2339,5

1660,7

678,8

2043

44965,0

2332,9

1668,6

664,3

2044

45629,2

2228,1

1675,2

552,9

2045

46182,1

2134,8

1679,8

455,0

2046

46637,1

2072,8

1681,6

391,2

2047

47028,3

1998,0

1681,8

316,2

2048

47344,5

1825,1

1680,1

145,0

2049

47489,5

1759,7

1675,9

83,8

 
Численность населения старше трудоспособного возраста, по первому прогнозному варианту, будет неуклонно расти на протяжении всего прогнозируемого периода. Наибольший прирост будет иметь место в 2012-2017 гг. и в 2038-2043 гг.

Численность выходящих контингентов по этой возрастной группе будет мало меняться на протяжении прогнозируемого периода (только в период примерно между 2030 и 2040 гг. произойдет ее заметное увеличение).

Рис. 5.3.3

Прогнозная оценка численности входящих в возраст старше трудоспособного и выходящих из него в Россиина период до 2049 г. (первый вариант)


Значительно менее равномерной будет динамика численности контингентов, входящих в эту возрастную группу. Она будет почти неуклонно существенно сокращаться в 2016-2024 гг. и с 2043 г. до конца прогнозируемого периода, а в 2029-2042 гг. – наоборот, расти.

По второму прогнозному варианту доля населения трудоспособного возраста тоже почти неуклонно сокращается, причем в большей степени, чем по первому. В результате к началу 2050 г. она снижается до 45,5%, что на 2,5% меньше, чем при первом прогнозном варианте. Это происходит за счет того, что в данном случае возрастает доля не только населения пенсионного возраста (хотя и в меньшей степени, чем при первом варианте), но и тех, кто моложе трудоспособного возраста (рост доли населения этой возрастной группы происходит в период до 2022 г. и после 2036 г.

На начало 2050 г. этот показатель составляет 18,8% против 10,3% по первому варианту). Обратим внимание, что даже при очень существенном повышении рождаемости, предусмотренном во втором прогнозном варианте, доля населения моложе трудоспособного возраста на конец прогнозируемого периода будет в 1,9 раза меньше, чем доля тех, кто уже выйдет за границы трудоспособного возраста.

Таблица 5.3.5

Прогнозная динамика распределения населения России по основным возрастным группам на период до 2050 г. (второй вариант; в %; на начало года)

Годы

Распределение населения по возрастным группам

Доля населения в возрасте 60 лет и старше

моложе трудоспособного

трудоспособный

старше трудоспособного

2010

16,1

62,3

21,6

17,7

2011

16,3

61,7

22,0

18,0

2012

16,6

61,1

22,3

18,3

2013

16,9

60,4

22,7

18,7

2014

17,2

59,7

23,1

18,9

2015

17,5

58,9

23,6

19,4

2016

17,8

58,1

24,0

19,7

2017

18,1

57,4

24,4

20,1

2018

18,4

56,7

24,8

20,6

2019

18,6

56,2

25,2

21,0

2020

18,7

55,8

25,5

21,5

2021

18,8

55,4

25,8

22,0

2022

18,9

55,1

26,1

22,5

2023

18,9

54,8

26,3

22,9

2024

18,8

54,7

26,5

23,2

2025

18,7

54,6

26,7

23,4

2026

18,6

54,6

26,8

23,6

2027

18,4

54,6

27,0

23,8

2028

18,2

54,6

27,2

23,9

2029

18,0

54,6

27,4

24,0

2030

17,8

54,5

27,6

24,1

2031

17,7

54,4

27,9

24,4

2032

17,5

54,2

28,2

24,6

2033

17,4

54,0

28,6

24,9

2034

17,4

53,8

28,9

25,1

2035

17,3

53,5

29,2

25,4

2036

17,3

53,1

29,6

25,7

2037

17,4

52,7

30,0

26,1

2038

17,4

52,2

30,4

26,4

2039

17,5

51,6

30,9

26,8

2040

17,6

51,0

31,4

27,1

2041

17,7

50,3

31,9

27,6

2042

17,9

49,7

32,5

28,0

2043

18,0

48,9

33,1

28,6

2044

18,2

48,2

33,6

29,2

2045

18,3

47,6

34,1

29,9

2046

18,4

47,0

34,6

30,5

2047

18,5

46,5

35,0

31,1

2048

18,6

46,0

35,3

31,8

2049

18,7

45,7

35,6

32,3

2050

18,8

45,5

35,8

32,8

 

Если доля населения трудоспособного возраста по второму варианту оказывается к концу прогнозируемого периода меньшей, чем по первому варианту, то численность, наоборот, больше на 9758,9 тыс. человек или на 17,8%.

Основные различия в масштабах сокращения численности населения трудоспособного возраста по двум прогнозным вариантам проявляются во второй части прогнозируемого периода и степень этих различий с каждым годом почти неуклонно увеличивается.

Так, например, в 2015 г. по второму прогнозному варианту сокращение численности населения трудоспособного возраста будет на 24,0 тыс. человек меньше, чем по первому, в 2020 г. – на 52,4 тыс., в 2025 г. – на 42,4 тыс., в 2030 г. – на 318,6 тыс., в 2035 г. – на 370,4 тыс., в 2040 г. – на 405,7 тыс., в 2045 г. – на 471,7 тыс., в 2049 г. – на 583,1 тыс.

Рис. 5.3.4

Прогнозная динамика распределения населения России 

по основным возрастным группам (в %; на начало года)

Таблица 5.3.6

Прогнозная оценка численности входящих в трудоспособный возраст и выходящих из него в России на период до 2049 г. (второй вариант; тыс.человек)

Годы

на начало года

входящие

выходящие

Прирост

2010

88269,1

1455,0

2343,6

-888,6

2011

87380,5

1400,1

2317,1

-917,0

2012

86463,5

1336,1

2369,9

-1033,8

2013

85429,7

1285,2

2308,7

-1023,5

2014

84406,2

1315,4

2372,4

-1057,0

2015

83349,2

1265,3

2388,7

-1123,4

2016

82225,7

1288,5

2307,3

-1018,9

2017

81206,9

1298,9

2287,4

-988,5

2018

80218,4

1395,1

2171,3

-776,2

2019

79442,1

1483,8

2076,9

-593,1

2020

78849,0

1512,1

2055,0

-542,8

2021

78306,2

1469,5

1954,2

-484,6

2022

77821,5

1494,8

1878,1

-383,3

2023

77438,3

1628,6

1809,2

-180,6

2024

77257,7

1705,9

1751,4

-45,5

2025

77212,2

1745,3

1783,6

-38,3

2026

77173,9

1765,5

1759,9

5,7

2027

77179,6

1776,9

1801,9

-24,9

2028

77154,6

1778,9

1769,6

9,3

2029

77163,9

1770,6

1841,2

-70,6

2030

77093,3

1755,9

1945,6

-189,7

2031

76903,6

1737,3

1966,5

-229,2

2032

76674,4

1708,0

2031,0

-323,0

2033

76351,4

1682,4

2021,2

-338,8

2034

76012,6

1653,2

2073,0

-419,8

2035

75592,7

1624,0

2173,4

-549,4

2036

75043,3

1595,3

2188,5

-593,2

2037

74450,2

1567,9

2284,7

-716,9

2038

73733,3

1544,2

2375,1

-830,9

2039

72902,4

1528,3

2377,7

-849,5

2040

72053,0

1515,6

2407,1

-891,6

2041

71161,4

1506,2

2447,2

-941,0

2042

70220,4

1488,3

2518,7

-1030,4

2043

69189,9

1479,2

2501,0

-1021,8

2044

68168,1

1480,4

2383,2

-902,7

2045

67265,4

1489,3

2277,1

-787,8

2046

66477,7

1502,3

2204,2

-702,0

2047

65775,7

1518,7

2117,7

-599,0

2048

65176,7

1538,4

1931,9

-393,5

2049

64783,1

1559,6

1854,5

-294,9

Наименьшие потери населения трудоспособного возраста, согласно второму прогнозному варианту, будут в 2024-2025 и 2027-2029 гг. Более того в 2026 и 2028 гг. будет иметь место небольшой прирост численности населения трудоспособного возраста.

Рис. 5.3.5

Прогнозная оценка численности входящих в трудоспособный возраст и выходящих из него в России на период до 2049 г. (второй вариант)

По второму прогнозному варианту, в отличие от первого, сокращение численности населения моложе трудоспособного возраста будет происходить только в 2023-2035 гг. (максимальная убыль будет иметь место в 2026-2029 гг.). В остальные годы население этой возрастной группы будет увеличиваться. Причем в первой части прогнозируемого периода это увеличение будет более существенным (в 2012-2016 гг. оно будет превышать 400 тыс. человек в год), чем после 2035 г. (здесь максимальная величина прироста немногим превысит 200 тыс. человек в 2042-2044 гг.).

Такое различие будет связано, главным образом, с разными численностями выходящих контингентов (с одной стороны, от 1238,4 тыс. в 2015 г. до 1473,9 тыс. в 2020 г., а, с другой, от 1482,3 тыс. в 2043 г. до 1586,6 тыс. в 2036 г.). Численности же входящих контингентов в эти периоды времени будут различаться существенно меньше (с одной стороны, от 1522,4 тыс. в 2022 г. до 1741,3 тыс. в 2012 г., а, с другой, от 1631,0 тыс. в 2036 г. до 1696,2 тыс. в 2042 г.).

Как и по первому прогнозному варианту, численность населения старше трудоспособного возраста будет расти, причем в значительно большей степени, особенно во второй части прогнозируемого периода. Здесь максимальный прирост численности населения пенсионного возраста будет иметь место в 2042-2043 гг., когда он превысит 800 тыс. человек.

Таблица 5.3.7

Прогнозная оценка численности входящих в возраст моложе трудоспособного и выходящих из него в России на период до 2049 г. (второй вариант; тысяч человек)

Годы

на начало года

входящие

выходящие

Прирост

2010

22793,2

1729,4

1435,1

294,4

2011

23087,6

1739,9

1378,7

361,1

2012

23448,7

1741,3

1313,0

428,3

2013

23877,0

1732,9

1260,6

472,3

2014

24349,3

1718,6

1289,7

428,9

2015

24778,2

1700,8

1238,4

462,4

2016

25240,6

1672,8

1260,4

412,4

2017

25653,0

1648,7

1269,0

379,7

2018

26032,7

1621,5

1361,7

259,8

2019

26292,5

1594,5

1448,2

146,3

2020

26438,8

1568,2

1473,9

94,4

2021

26533,2

1543,4

1429,7

113,7

2022

26646,9

1522,4

1453,6

68,8

2023

26715,7

1509,1

1587,1

-78,0

2024

26637,7

1499,0

1665,0

-166,0

2025

26471,7

1492,3

1705,7

-213,3

2026

26258,3

1477,1

1725,8

-248,7

2027

26009,6

1470,3

1738,3

-267,9

2028

25741,7

1473,6

1743,1

-269,5

2029

25472,3

1484,4

1738,3

-254,0

2030

25218,3

1498,9

1727,1

-228,2

2031

24990,1

1516,8

1711,6

-194,8

2032

24795,3

1537,7

1685,4

-147,7

2033

24647,6

1560,0

1663,4

-103,4

2034

24544,3

1582,9

1637,6

-54,6

2035

24489,6

1606,8

1611,8

-5,0

2036

24484,7

1631,0

1586,6

44,4

2037

24529,0

1651,9

1562,4

89,5

2038

24618,6

1666,8

1541,3

125,5

2039

24744,1

1677,7

1527,5

150,2

2040

24894,3

1686,5

1516,7

169,8

2041

25064,1

1693,4

1509,4

184,0

2042

25248,1

1696,2

1491,4

204,8

2043

25452,9

1694,3

1482,3

211,9

2044

25664,8

1689,6

1483,5

206,1

2045

25870,9

1684,1

1492,3

191,8

2046

26062,6

1678,3

1505,2

173,1

2047

26235,7

1671,1

1521,6

149,6

2048

26385,3

1662,8

1541,2

121,6

2049

26506,9

1654,9

1562,4

92,5

 

Рис. 5.3.6

Прогнозная оценка численности входящих в возраст моложе трудоспособного и выходящих из него в России 

на период до 2049 г. (второй вариант)

Численность выходящих контингентов по данной возрастной группе будет мало меняться на протяжении прогнозируемого периода. Минимальной она будет в 2029 г., когда составит 1419,9 тыс. человек, а максимальной в 2042 г. – 1528,5 тыс. Численность входящих контингентов, т.е. достигающих пенсионного возраста, будет претерпевать значительно большие изменения.


Таблица 5.3.8

Прогнозная оценка численности входящих в возраст

старше трудоспособного и выходящих из него в России

на период до 2049 г. (второй вариант; тысяч человек)

Годы

на начало года

входящие

выходящие

Прирост

2010

30611,8

1934,7

1434,5

500,1

2011

31112,0

1934,2

1438,9

495,3

2012

31607,2

2012,5

1441,8

570,7

2013

32178,0

1975,9

1446,1

529,8

2014

32707,7

2059,2

1448,7

610,5

2015

33318,2

2097,2

1452,2

644,9

2016

33963,2

2036,8

1454,7

582,1

2017

34545,3

2040,4

1455,4

585,0

2018

35130,3

1957,2

1452,7

504,5

2019

35634,7

1889,1

1449,5

439,6

2020

36074,4

1894,4

1446,1

448,4

2021

36522,8

1816,7

1445,8

370,9

2022

36893,7

1760,7

1446,2

314,5

2023

37208,2

1706,0

1447,4

258,6

2024

37466,8

1659,4

1447,9

211,5

2025

37678,3

1699,5

1447,8

251,7

2026

37930,0

1681,4

1438,4

243,1

2027

38173,1

1723,6

1430,7

292,9

2028

38465,9

1683,6

1423,4

260,2

2029

38726,1

1744,4

1419,9

324,6

2030

39050,7

1839,0

1421,0

417,9

2031

39468,6

1853,2

1429,2

424,0

2032

39892,6

1910,1

1439,5

470,7

2033

40363,3

1891,5

1449,4

442,2

2034

40805,4

1934,9

1460,5

474,5

2035

41279,9

2027,0

1472,6

554,4

2036

41834,3

2033,7

1485,0

548,8

2037

42383,1

2123,8

1496,4

627,4

2038

43010,5

2210,7

1505,4

705,3

2039

43715,8

2213,1

1513,8

699,3

2040

44415,1

2243,0

1521,2

721,8

2041

45136,8

2284,4

1527,3

757,0

2042

45893,9

2366,6

1528,5

838,2

2043

46732,0

2360,5

1527,6

832,9

2044

47565,0

2254,7

1525,1

729,6

2045

48294,5

2160,0

1519,9

640,1

2046

48934,6

2097,9

1511,7

586,2

2047

49520,9

2022,1

1501,1

521,0

2048

50041,9

1846,7

1488,0

358,7

2049

50400,6

1778,8

1472,1

306,6

Существенно снизившись к 2024 г. (с 2097,2 тыс. в 2015 г. до 1659,4 тыс.), она затем возрастет до 2366,6 тыс. в 2042 г. и снова резко уменьшится к концу прогнозируемого периода (2049 г. – 1778,8 тыс.).

Рис. 5.3.7

Прогнозная оценка численности входящих в возраст старше трудоспособного и выходящих из него в России 

на период до 2049 г. (второй вариант)

Если различия между двумя прогнозными вариантами в численности контингентов, выходящих из трудоспособного возраста, связаны с различным уровнем смертности и разным миграционным приростом, то различия в численности контингентов, входящих в трудоспособный возраст, связаны, прежде всего, с разным уровнем рождаемости в предшествующий период. Определенное влияние здесь, конечно, оказывает и разный уровень миграционного прироста, а также разный уровень смертности детей и подростков в возрасте до 16 лет и женщин до окончания репродуктивного периода. Последнее влияет на численность женщин репродуктивного возраста и, следовательно, на общее число родившихся. Тем не менее, уровень смертности в этих половозрастных групп относительно невелик и различия в нем не могут значительно влиять на численность населения, достигающего трудоспособного возраста.

В первой половине прогнозируемого периода по второму варианту численность контингентов, выходящих из трудоспособного возраста, несколько меньше, чем по первому, однако различие невелико. Дело в том, что в обоих этих вариантах динамика показателей смертности до 2025 г. бралась одинаковой и полученные различия могли быть связаны, главным образом, с разными параметрами миграционного прироста, определяющими и разную (между двумя прогнозными вариантами) численность населения по полу и возрасту, а, следовательно, и разные числа умерших (при одних и тех же возрастных коэффициентах смертности), числа достигших пенсионного возраста. Начиная с 2030 г., по второму прогнозному варианту, по которому предусмотрена более низкая смертность, численность выходящих из трудоспособного возраста уже больше, чем по первому.

Таблица 5.3.9

Различия между прогнозными вариантами в оценке численности входящих в трудоспособный возраст и выходящих из него в России на период до 2049 г. (тысяч человек)

Годы

Входящие

Выходящие

первый вариант

второй вариант

разность между вторым и первым вариантом

первый вариант

второй вариант

разность между вторым и первым вариантом

2010

1454,8

1455,0

0,2

2354,4

2343,6

-10,8

2011

1399,8

1400,1

0,4

2333,2

2317,1

-16,1

2012

1335,5

1336,1

0,6

2391,0

2369,9

-21,1

2013

1284,4

1285,2

0,8

2332,6

2308,7

-23,9

2014

1314,3

1315,4

1,1

2395,7

2372,4

-23,3

2015

1264,0

1265,3

1,3

2411,4

2388,7

-22,6

2016

1286,8

1288,5

1,6

2329,3

2307,3

-22,0

2017

1297,0

1298,9

1,9

2311,8

2287,4

-24,4

2018

1392,6

1395,1

2,5

2207,0

2171,3

-35,7

2019

1480,6

1483,8

3,2

2118,2

2076,9

-41,3

2020

1508,1

1512,1

4,0

2103,3

2055,0

-48,4

2021

1465,0

1469,5

4,6

2004,8

1954,2

-50,7

2022

1489,5

1494,8

5,4

1929,9

1878,1

-51,8

2023

1622,0

1628,6

6,6

1857,3

1809,2

-48,1

2024

1698,4

1705,9

7,5

1793,6

1751,4

-42,3

2025

1737,1

1745,3

8,2

1817,8

1783,6

-34,2

2026

1688,4

1765,5

77,1

1796,6

1759,9

-36,7

2027

1630,0

1776,9

146,9

1835,5

1801,9

-33,6

2028

1564,7

1778,9

214,2

1792,8

1769,6

-23,2

2029

1494,0

1770,6

276,6

1850,3

1841,2

-9,2

2030

1432,5

1755,9

323,4

1940,8

1945,6

4,8

2031

1386,0

1737,3

351,3

1950,2

1966,5

16,3

2032

1336,9

1708,0

371,1

2002,0

2031,0

29,0

2033

1284,8

1682,4

397,6

1978,1

2021,2

43,0

2034

1232,3

1653,2

420,9

2016,1

2073,0

57,0

2035

1181,9

1624,0

442,1

2101,7

2173,4

71,7

2036

1133,9

1595,3

461,4

2102,0

2188,5

86,4

2037

1088,7

1567,9

479,1

2185,1

2284,7

99,6

2038

1047,9

1544,2

496,3

2264,8

2375,1

110,3

2039

1013,8

1528,3

514,5

2260,4

2377,7

117,3

2040

985,6

1515,6

529,9

2283,0

2407,1

124,2

2041

960,2

1506,2

546,0

2316,8

2447,2

130,4

2042

937,5

1488,3

550,8

2390,5

2518,7

128,2

2043

920,0

1479,2

559,2

2375,7

2501,0

125,3

2044

908,5

1480,4

572,0

2262,3

2383,2

120,9

2045

901,3

1489,3

588,0

2160,8

2277,1

116,3

2046

895,5

1502,3

606,7

2091,2

2204,2

113,0

2047

890,0

1518,7

628,7

2008,7

2117,7

109,0

2048

884,7

1538,4

653,7

1828,3

1931,9

103,6

2049

878,5

1559,6

681,1

1756,5

1854,5

98,0

 

Более высокая и, при том, растущая рождаемость, предусмотренная во втором прогнозном варианте, начинает сказываться на численности контингентов, входящих в трудоспособный возраст, со второй половины прогнозируемого периода. Причем после 2039 г. разница между двумя прогнозными вариантами становится здесь очень существенной, ежегодно превышая 0,5 млн. человек, а после 2046 г. – 0,6 млн. Таким образом, здесь проявляется отсроченный эффект для прироста населения трудоспособного возраста от повышения рождаемости.

Однако обеспечение этого отсроченного эффекта связано с отвлечением части женщин от своей профессиональной деятельности в связи с рождением ребенка и уходом за ним, по крайней мере, до возраста полутора лет. Оценить различие в количестве таких женщин при разных уровнях рождаемости можно, сравнив числа родившихся при двух прогнозных вариантах.

Дополнительную (в случае повышения рождаемости) численность женщин репродуктивного возраста, отвлекаемых от профессиональной деятельности в связи с рождением и воспитанием детей, следует признать относительно высокой.

Таблица 5.3.10

Различия между прогнозными числами родившихся при двух прогнозных вариантах в России на период до 2049 г. (тысяч человек)

Годы

первый вариант

второй вариант

разность между вторым и первым вариантом

2010

1674,9

1742,8

67,9

2011

1616,2

1752,8

136,6

2012

1550,7

1753,8

203,1

2013

1479,9

1744,9

265,0

2014

1418,3

1730,1

311,8

2015

1371,6

1711,8

340,2

2016

1322,4

1683,1

360,7

2017

1270,4

1658,5

388,1

2018

1217,9

1630,7

412,8

2019

1167,6

1603,1

435,5

2020

1119,7

1576,3

456,6

2021

1074,7

1551,0

476,3

2022

1034,0

1529,5

495,5

2023

999,9

1515,7

515,8

2024

971,8

1505,2

533,4

2025

946,5

1498,1

551,6

2026

924,1

1482,7

558,6

2027

906,7

1475,9

569,2

2028

895,3

1479,1

583,8

2029

888,2

1489,8

601,6

2030

882,5

1504,3

621,8

2031

877,0

1522,2

645,2

2032

871,7

1543,1

671,4

2033

865,6

1565,4

699,8

2034

858,6

1588,3

729,7

2035

851,0

1612,2

761,2

2036

842,5

1636,4

793,9

2037

831,0

1657,3

826,3

2038

815,1

1672,2

857,1

2039

796,0

1683,0

887,0

2040

775,7

1691,7

916,0

2041

755,0

1698,6

943,6

2042

732,8

1701,3

968,5

2043

708,7

1699,3

990,6

2044

683,6

1694,5

1010,9

2045

658,7

1688,9

1030,2

2046

634,6

1683,0

1048,4

2047

610,8

1675,7

1064,9

2048

587,3

1667,3

1080,0

2049

564,7

1659,3

1094,6

 

Тем более что для сопоставления ее с отсроченным эффектом в виде увеличения численности контингентов, входящих в трудоспособный возраст, эту разницу в числах родившихся следует умножить на 1,7 (с учетом отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до возраста полутора лет получается 20 месяцев или примерно 1,7 года). В то же время, делая такие сопоставления, следует учитывать два обстоятельства.

Во-первых, в случае рождения ребенка отвлечение женщины от профессиональной деятельности составляет 1,7 года (если она полностью использует отпуск по уходу за ребенком до возраста 1,5 лет), а пребывание этого ребенка в будущем в трудоспособном возрасте – свыше 40 лет. Так что, если проводить измерение не в количестве людей, а в человеко-годах, то экономический эффект, правда, отсроченный на период достижения ребенком трудоспособного возраста, очевиден.

Во-вторых, от того, каким будут уровень и динамика рождаемости и смертности, зависит не только трудовой потенциал, но и, как было показано выше при сравнении двух прогнозных вариантов, общая демографическая динамика в стране со всеми вытекающими отсюда последствиями в экономической, социальной, геополитической и иных сферах.

Различия в половозрастном составе населения России, которые могут иметь место к началу 2050 г. в случае осуществления первого или второго прогнозных вариантов наглядно видны при сравнении двух половозрастных пирамид.

Рис. 5.3.8

Прогнозная половозрастная пирамида населения России на начало 2050 г. (первый вариант)

По первому прогнозному варианту население России оказывается, если можно так сказать, очень "неустойчивым", стоящим на очень узком основании (население моложе 25 лет) и подверженным "давлению" очень высокой доли населения пожилых возрастов.

При втором прогнозном варианте половозрастная пирамида населения производит впечатление более устойчивой, она имеет сравнительно широкое основание.

Рис. 4.3.9

Прогнозная половозрастная пирамида населения России на начало 2050 г. (второй вариант)

В целом следует отметить, что при прогнозном варианте, основанном на предположении об очень существенном снижении смертности, росте продолжительности жизни и рождаемости в период до 2050 г. и компенсирующем естественную убыль населения миграционном приросте, численность населения России не просто стабилизируется (это предусмотрено прогнозной гипотезой в отношении миграции), но и будет расти в конце прогнозируемого периода.

При обоих прогнозных вариантах доля населения трудоспособного возраста снижается, причем в большей степени в случае более значительного снижения смертности и роста рождаемости.

Однако сокращение численности населения трудоспособного возраста при этом втором прогнозном варианте будет существенно меньшим, чем при первом. Связано это, прежде всего, со значительно большими контингентами вступающих в трудоспособный возраст во второй половине прогнозируемого периода, что явится следствием растущей рождаемости.

В то же время обеспечение этой растущей рождаемости потребует отвлечения от профессиональной деятельности в связи с рождением и уходом за ребенком более существенной численности женщин репродуктивного возраста. Но здесь, безусловно, можно говорить об отсроченном экономическом эффекте, ибо продолжительность отвлечения женщин составит примерно 1,7 года, а продолжительность будущего пребывания в трудоспособном возрасте дополнительного новорожденного – свыше 40 лет.



предыдущая
содержание
следущая страница