k
главная страница демография
миграция
население регионов статьи в журналах учебная литература афоризмы
фото




ОЦЕНКА  ВОЗМОЖНЫХ И НЕОБХОДИМЫХ МАСШТАБОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИММИГРАНТОВ В РОССИЮ

предыдущая страница
содержание
следущая страница



РАЗДЕЛ 1

МИГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАН НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ В РОССИЮ

1.2. Страновой критерий оценки  миграционного  потенциала для России

      Очевидно, что исходной величиной для оценки миграционного потенциала является численность населения. Но не всякая численность населения представляет ту совокупность, в составе которой находится миграционный потенциал для той или иной страны. Не будь этого для любой страны, в том числе и для России, исходной величиной для оценки миграционного потенциала выступало бы все население земли, близкое по численности к семи млрд. человек. Чтобы установить исходное население для оценки величины миграционного потенциала необходимо определить  его геополитические границы,  чему служит страновой критерий.

        Каждая страна имеет  свой миграционный потенциал, который находится в государствах, исторически связанных с нею. Франция, например, тесно связана в миграционном отношении с франкоязычными арабскими странами Северной Африки, Великобритания – с англоязычными государствами бывшей Британской империи и т.д. Это же относится к Голландии, Испании, Португалии, Германии, которые в прошлом обладали обширными колониями. Всюду в основе лежит признак исторического общения населения донора с населением реципиента (родственные связи, экономические интересы, знакомство с культурой, языком и др.).

    У современной России её миграционный потенциал сосредоточен в первую очередь в государствах, возникших на постсоветском пространстве, т.е. в бывших союзных республиках,  ныне независимых государствах нового  (ближнего) зарубежья. История объединения с Россией этих стран  различна. Это, прежде всего добровольное вхождение в состав Российской Империи некоторых стран и народов. В первую очередь следует назвать Украину, которая  вырвалась из под гнета панской Польши  и во второй половине ХYII века добровольно воссоединилась с Россией  на основе исторического решения  Переяславской Рады.

       Спустя 150-200 лет в добровольном порядке в состав России вошли Грузия и некоторые регионы Кавказа. Этот шаг оградил  грузинский и армянский народы от экспансии соседних государств Ирана и Турции, сохранил не только их государственность, но и христианскую культуру. О реальности угрозы  геноцида этих народов свидетельствуют трагические события начала ХХ века. Только в течение 1915-1916гг. турецкие националисты истребили более миллиона армян. (12 с.166)

    Вторую группу государств и территорий, вошедших в состав Российской Империи, составляют те, которые до этого времени были провинциями более сильных стран. Некоторые, к примеру, Латвия и Эстония, вообще не имели собственной государственности, находясь под властью то германцев, то датчан, то шведов. Эти страны были не захвачены Россией, а отвоеваны ею у прежних захватчиков. Похожая судьба у Казахстана. Многие казахские племена, начиная с конца ХYIII века и вплоть до второй половины ХIХ века, благодаря России, освободились от господства Кокандского и других ханств, получили большие земельные  владения и смогли не только сохраниться как этнос, но и создать собственную государственность. Присоединение к Казахстану части сибирских территорий и превращение его в союзную республику в 1936г., явилось предпосылкой  появления в 1991г. суверенной Республики Казахстан.

       Наконец, третья группа стран была силой оружия присоединена к Российской Империи. Эти страны не только находились на более низком уровне общественного развития и были слабыми, вследствие своих малых размеров (Кокандское, Бухарское и другие ханства), но и фокусировали на себе геополитические интересы таких крупных  держав, как  Британская Империя, колонии которой вплотную примыкали к южным рубежам России. (6. с.6-7)

         Говоря о пребывании всех этих стран и народов в едином советском государстве, нужно отметить следующее.

    Во-первых, все советские годы шло расселение одних народов среди других. Это расселение было пропорциональным: от больших совокупностей того или иного этноса, в частности русских,  мигрировали и  большие численности в другие этнические регионы. Но в относительном выражении (отношение численности русских, украинцев и т.д. переселившихся в другие республики к их численности, проживающей в общей стране),  диспропорций не наблюдалось.   В 1989г. из общей численности украинцев Советского Союза  в других союзных республиках проживало 15.3%, соответственно русских 17.4%, казахов 19.7%, армян 33.3%  и  т.д.  

        Во-вторых, все народы пронизывала единая советская идеология, которая имела не только крайне отрицательные черты, но способствовала развитию культуры в каждой республике «национальной по форме и социалистической по содержанию». Было нормой знакомство населения всей страны с музыкальными, литературными и иными произведениями, создаваемыми  её народами. Киргизская, Казахская, Таджикская, Грузинская  и т.д. классика была общенародным достоянием. У каждого на слуху сотни, тысячи имен композиторов, певцов, писателей, художников, артистов  и т.д., составлявших золотой фонд, как своего, так и всего советского народа.

      В-третьих, обучение в  учебных заведениях, в т.ч. военных, музыкальных и т.д., объединяло людей,  способствовало смешанным бракам, прививало общую культуру и что не маловажно, вело к общению представителей разных народов на едином для страны русском языке. Так, согласно переписи 1979г. половина всех украинцев, белорусов и узбеков свободно владели русским языком, среди  казахов, литовцев и особенно латышей свободно владеющих  русским языком в стране было свыше 50%, среди молдаван свыше 47%,  армян – более 38%, азербайджанцев 29.5%, таджиков и киргиз – около 30%,  грузин, туркмен и эстонцев 24-27% (13. с.71).  Последняя Всесоюзная перепись населения 1989г. зафиксировала, что в шести республиках в составе титульного населения доля лиц свободно владевших вторым русским языком составляла 50 и более процентов, среди них:  Беларусь (63%), Латвия (58%), Узбекистан (53%),  Украина (52%), Литва (52%) и Казахстан (51%).  Молдаван, проживавших в Молдове было 46% свободно владевших вторым русским языком,  среди армян в Армении 34%.  В остальных республиках доля свободно владеющих вторым русским языком была от 20 до 30%. В частности, среди киргизов их было 29%, азербайджанцев и таджиков 28%,  грузин 26%,  туркмен 23% и эстонцев 23%. (13.с.102-139).

      Таким образом, в советское время, в меньшей мере, в дореволюционное, в единой стране было единое миграционное пространство. Благодаря миграциям шло постепенное расселение одних народов среди других, в результате чего в национальные культуры проникали элементы  культур других народов. Шло, как говорилось в советское время, формирование единого советского народа. Не давая оценки этому процессу, сделаем лишь вывод  в рамках данной работы о том, что благодаря историческим условиям не только в 90-е годы, но и на стыке ХХ и ХХI основной, преобладающий по своим количественным и качественным параметрам,  миграционный потенциал для России был и оставался сосредоточенным в государствах нового зарубежья.

      Во всем новом зарубежье в 1989г.    проживало 138.7 млн. человек. По данным демографических служб ООН  в 90-е годы ХХ  и первом десятилетии ХХI веков общая численность населения стран нового зарубежья оставалась практически одной и той же,  увеличившись относительно 1989г. на 4-5 млн. человек.  В   2007г. численность населения  в этих странах достигла  142.4 млн. (табл.1.1).  Имеются и другие оценки. Так по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ на начало января 2009г. численность населения всех стран  СНГ  за исключением России, снизилась до уровня 1989г. и составила 138.3 млн. Согласно прогнозу ООН (средний вариант) в середине 2009г. в этих странах должно было проживать 135.8 млн. человек.  В интернете имеются сведения о том, что на конец 2009г. в прибалтийских государствах Литве, Латвии и Эстонии было 7085 тыс. человек, соответственно  в Литве 3555 тыс., Латвии 2231 тыс. и Эстонии 1299 тыс.(19). По нашему мнению, данные для ряда стран в этом источнике занижены, напр., для России почти на 2 млн. человек, для Украины – на 0.5 млн. и т.д. Это вызывает сомнения в верности цифр и по прибалтийским государствам. Но поскольку других нет, можно предположить, что в 2009г. во всех государствах  нового  для России зарубежья  проживало примерно 145 млн. человек.         

       Таблица 1.1 

       Численность населения в странах нового зарубежья, как верхняя граница миграционного потенциала для России (млн. человек)

Государства

нового зарубежья

Последняя

перепись в

 СССР, 1989г.*

Оценка  Демографического  департамента  ООН**

1994г.

 1998г.

2002г.

2007г.

Украина

51.5

51.5

50.9

48.5

46.2

Беларусь

10.2

10.2

10.3

9.9

9.7

Молдова

4.3

4.4

4.4

4.3

3.8

Казахстан

16.5

17.0

16.3

15.4

15.4

Узбекистан

19.8

22.3

23.6

26.1

27.4

Кыргызстан

4.3

4.7

4.6

5.1

5.3

Таджикистан

5.1

5.9

6.0

6.2

6.7

Туркменистан

3.5

4.0

4.3

4.9

5.0

Грузия

5.4

5.5

5.1

5.1

4.4

Азербайджан

7.0

7.5

7.7

8.4

8.5

Армения

3.3

3.5

3.5

3.1

3.0

Литва

3.7

3.7

3.7

3.4

3.4

Латвия

2.7

2.6

2.4

2.3

2.3

Эстония

1.6

1.5

1.4

1.3

1.3

Всего

138.9

144.2

144.2

144.0

142.4

*Национальный состав населения РСФСР. По данным всесоюзной переписи населения 1989г.,М.1990.с.4-5.

**World Population  1994, 1998, 2002 и 2006. United  Nations. Population Division.

 

         В целом за 20 лет население стран нового зарубежья увеличилось примерно на 3.5 млн. человек,  благодаря существенному росту населения в государствах Средней Азии и Азербайджане. Во всех остальных, включая и Казахстан, население сократилось. Несколько миллионов человек из стран нового зарубежья эмигрировали, как в другие государства постсоветского пространства, так и за его пределы. Наибольшие по масштабам результаты в происходящем миграционном обмене населением между новыми государствами получила Россия. Со времени последней советской переписи 1989г.  вплоть до  2009г. население России за счет миграционной компоненты увеличилось почти на  6   млн. человек.

        Согласно прогнозам (предположениям)   численность населения к 2020г. должна достигнуть  146.5 млн. человек, но уже к 2050г.   может сократиться до 138.5 млн. (табл.1.2).

     Таблица 1. 2

    Оценка и прогнозы численности населения стран нового  зарубежья, выполненные  демографическим департаментом  ООН

Страны нового зарубежья

2007г.

2020г.

2050г.

Украина

46205

41679

30937

Беларусь

9689

8974

6960

Молдова

3794

3580

2883

Казахстан

15422

16723

17312

Узбекистан

27372

32481

38386

Кыргызстан

5317

6024

6566

Таджикистан

6736

8342

10760

Туркменистан

4965

5811

6780

Грузия

4395

4063

3134

Азербайджан

8467

9307

9404

Армения

3002

2955

2458

Литва

3390

3188

2654

Латвия

2277

2134

1768

Эстония

1335

1278

1128

Итого:

142366

146539

138476

 

       Конечно, прогнозы ООН достаточно условны и меняются вместе с изменениями, постоянно происходящими в демографических показателях государств нового зарубежья. Но для оценки миграционного потенциала важна скорее не точность прогнозов, а происходящие тенденции: сокращение населения в одних странах (напр., в Украине, Беларуси и Молдове к 2050г. численность населения может уменьшиться относительно 2007г. на 19 млн. человек)  и рост – в других, причем в ряде из них - достаточно высокими темпами (в пяти государствах Центральной Азии за это время предполагаемая прибавка может составить 20 млн., причем на долю Узбекистана придется 11 млн.). 

        Понятно, что «отдача» от возможной численности населения со временем будет сокращаться, но не маловажно от какой численности это будет происходить и при этом за счет каких стран миграционный потенциал может увеличиваться, и за счет каких сокращаться. Формальные границы миграционного потенциала возрастут в Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане и особенно – в Узбекистане, Таджикистане и Туркмении. Это - страны с растущим населением и миграционной направленностью в сторону России. В то же время во всех  других странах границы миграционного потенциала уменьшатся (в Украине и Беларуси к 2050г. относительно 2007г. примерно на 18 млн., в Молдове, Грузии и Армении – на 5 млн. и в прибалтийских государствах – на 1.4-1.5 млн. человек).

       Таблица 1.3

       Внешняя  миграция населения России в 1989-2009гг., тыс. человек

Годы

Прибыло

Выбыло

сальдо

КРМС

1989

854.3

691.7

162.6

685

1990-1993

3453.7

2152.1

1301.6

623

1994-1997

3272.2

1033.8

2238.4

316

1998-2001

1398.0

408.7

989.3

292

2002-2005

581.0

174.5

406.5

300

2006-2009

997.1

116.5

880. 6

117

Всего:

10556.3

4577.3

5979.0

434

 

         Как явствует из таблицы 1.3 все 90-е и первые годы нового столетия объемы прибытия мигрантов в Россию из стран нового зарубежья достаточно быстро сокращались (в 2002-2005гг. были меньше, чем в 1990-1993гг. почти в 6 раз). Лишь в последние годы объемы немного возросли. Более последовательно сокращались объемы выбытия: в 2002-2005гг. относительно уровня 1990-1993гг. – в 12 раз и в 2006-2009гг. – в 18 раз. В результате такой динамики чисел прибывших и выбывших сальдо миграции все эти периоды за исключением 2002-2005гг. держалось в границах 900-2200 тыс. человек, а коэффициент результативности миграционных связей с середины 90-х годов находился на предельно низком уровне и за все прошедшие 20 лет составил 434, т.е. из каждой тысячи мигрантов прибывших в Россию в 1989-2009гг.  осталось   в стране 566 человек.

      Со всеми 14 странами все периоды и двадцатилетие в целом   в миграционном обмене населением Россия имела  положительное сальдо. В миграционном обмене с Казахстаном оно составило почти 1.9 млн. человек, с Узбекистаном –один млн., с Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменией -1050 тыс.,  с Грузией, Азербайджаном и Арменией –свыше 1250 тыс., и с остальными  четырьмя странами -400 тыс. Исключение составили лишь  Украина, в обмене населением с которой Россия в 1990-1993гг. потеряла 163 тыс. человек, получив в целом за все годы 540 тыс., и Беларусь, миграционной сальдо в обмене населением с которой лишь дважды было положительным для России (1994-1997гг. -27 тыс. и 2006-2009гг. -5 тыс. человек). Все остальные периоды, как и двадцатилетие в целом Россия теряла население в миграционном обмене с этим государством.  Роль государств в миграционном обмене населением с Россией в 1990-2009гг. представлена в таблице 1.4.

       В  1990-2007гг., как  было показано выше, население России росло в результате миграции в наибольшей мере  за счет  Казахстана и Узбекистана (почти 47% миграционного сальдо), примерно одинаковый вклад в миграционную компоненту внесли Украина, Грузия, Азербайджан, Кыргызстан и Таджикистан (суммарно-38.2%) и наименьшую роль в миграционном приросте населения России  сыграли Литва, Латвия и Эстония.

          Казахстан  все периоды, за исключением самых последних лет (2006-2009гг.)  занимал первое место по доле в  общем миграционном сальдо, Узбекистан, будучи до последних лет на втором и третьем месте, наконец, потеснил Казахстан. К концу  двадцатилетия в российском миграционном сальдо возросло  также значение Молдовы, Армении, Кыргызстана и Таджикистана.

       Таблица 1.4

        Удельный вес государств нового зарубежья в общем миграционном   сальдо  России,  в %

Страны

 

Годы

за весь период

1990-2009

1990-1993

1994-1997

1998-2001

2002-2005

2006-2009

Украина

-12,5

16,0

14,9

14,9

12,2

9,0

Беларусь

-1,1

1,1

-2,0

-0,7

0,6

-0,1

Молдова

 1,4

1,7

2,6

5,0

6,2

2,7

Грузия

11,9

6,9

6,1

4,7

3,7

7,2

Азербайджан

12,8

5,9

4,5

2,6

8,4

7,3

Армения

3,5

4,8

4,5

4,5

13,2

5,6

Казахстан

23,6

35,0

44,9

29,4

14,4

30,9

Узбекистан

19,9

12,6

13,2

20,7

20,6

16,0

Кыргызстан

13,5

3,9

3,5

9,9

10,1

7,2

Таджикистан

14,4

5,5

4,2

3,9

8,3

7,5

Туркмения

2,2

3,0

2,6

4,2

1,9

2,7

Литва

2,9

0,5

0,2

0,2

0,1

0,9

Латвия

4,3

2,1

0,7

0,6

0,3

2,0

Эстония

3,2

1,1

0,2

0,2

0,1

1,2

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

       Все рассматриваемые годы результативность миграционного обмена между  странами нового зарубежья, с одной стороны, и Россией, с другой,  менялась преимущественно в её пользу (табл.1.5). Прежде всего, из общего числа государств нового зарубежья надо  исключить  Украину  и  Беларусь. С        

этими странами у России сохранился, как  это было и в прежнее время, нормальный миграционный обмен, в результате которого население Беларуси  возрастало, а Украины уменьшалось. В определенной мере это относится и к государствам Балтии и Молдове,  результативность миграционного обмена у России с которыми в последние годы  существенно улучшился. 

        Иное дело Закавказье и Центральная Азия. Последние годы результативность миграционного обмена населением с Грузией, Азербайджаном и Арменией, по сути, менялось в одну сторону.  Причем за весь период (1989-2009гг.) у России оказались наилучшие показатели результативности миграционного обмена с Арменией (158 выбывших на каждую тысячу прибывших) и Таджикистаном (130).

      Таблица 1.5 

      Результаты миграционного обмена населением между странами нового зарубежья и Россией (на тысячу выбывших прибыло, КРМС)

Страны

 

                                        Годы

За весь период

1989-2009

1989

1990-1993

1994-1997

1998-2001

2002-2005

2006-2009

Украина

993

1531

484

578

580

207

860

Беларусь

1082

1072

777

1488

1120

788

1027

Молдова

946

843

422

332

170

45

462

Грузия

657

228

89

123

145

71

179

Азербайджан

504

369

128

224

356

67

275

Армения

617

364

82

141

154

30

158

Казахстан

723

538

157

157

298

234

298

Узбекистан

505

313

136

103

42

17

188

Кыргызстан

794

245

270

256

70

30

228

Таджикистан

648

148

84

123

141

30

130

Туркмения

700

527

97

128

44

23

252

Литва

876

325

305

531

540

494

394

Латвия

799

282

73

217

277

292

247

Эстония

927

241

118

482

626

575

282

Всего

810

623

316

292

300

117

434

   

        В след за Таджикистаном идут Узбекистан, Кыргызстан, Туркмения и со сравнительно нормальными показателями миграционного обмена Казахстан.  Добавим, что показатели результативности миграционного обмена населением России с шестью странами нового зарубежья в последний период  уникальны. В 2006-2009гг. на каждую прибывшую в Россию тысячу человек выбыло обратно: в Молдову 45, в Армению, Кыргызстан и Таджикистан -30, Туркмению -23, а Узбекистан даже 17. По сути, все мигранты из этих стран остались в России.  

        В прошедшее двадцатилетие  «отдача» мигрантов в Россию из всех стран постсоветского  пространства  была различной также и по величине понесенных потерь населения стран-доноров.  Наибольший процент потерь населения вследствие миграции в Россию  в 1989-2007гг. приходится на следующую пятерку стран: Казахстан (11.5% к численности населения страны в 1989г.), Армению (10.4%), Кыргызстан (10.2%), Таджикистан (8.9%) и Грузию (8.2%). Потери населения в результате миграции в Россию в Азербайджане составили 6.8%, Узбекистане и Туркмении – по 5%, Латвии и Эстонии – по 4.6% и Молдове 3.7%.   Менее двух процентов своего населения в миграционном обмене с Россией потеряли Украина и Литва (соответственно 1.1 и 1.5%), а Беларусь оказалась единственным государством, население которого хотя и не на большую величину (0.1%) но все же, увеличилось за счет мигрантов из России (вот уж парадокс, как говорится, рыба  ищет, где глубже, а мигранты – где лучше).

        Понятно, что процент потерь населения во многом зависит от национальной структуры, в частности от численности русских, оставшихся в этих государствах после распада Советского Союза. Однако следует сразу подчеркнуть, что эта причина крайне важная, но отнюдь - не единственная. Так, численность русских в Армении в 1989г. была 52 тыс., а  количество мигрантов  в этот период составило 345 тыс., в  Грузии русских было 341 тыс., а мигрантов оказалось 443 тыс.,  в Азербайджане соответственно  392 тыс. и 474 тыс., Таджикистане   389 тыс. и 455 тыс. С другой стороны, в Кыргызстане русских было 917 тыс., а сальдо миграции из этой страны составило 436 тыс., в Молдове  первое число равно 562 тыс., а второе 160 тыс. и т.д.

      Таким образом, в государствах нового зарубежья до последнего времени  был сосредоточен российский миграционный потенциал, пополнявший её население в условиях  депопуляции, продолжающейся уже свыше 19 лет. Наибольший вклад в миграционную компоненту внесли: Казахстан, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Таджикистан, Грузия и Кыргызстан.       

      Не только в государствах нового зарубежья, но и в некоторых странах старого (дальнего) зарубежья, в основном приграничных, также возможны определенные миграционные ресурсы для России. К числу этих стран относятся, прежде всего, Китай и Северная Корея. С ними Россия уже более чем 150 лет взаимодействует в дальневосточных регионах. Сразу же с заселением Приморья и Приамурья туда устремились в поисках заработка, а порой и нового места жительства китайцы из северо-восточных провинций, а также корейцы. Тех и других в южных районах Дальнего Востока всегда были десятки тысяч. Еще ко второй половине 30-х годов ХХ века на Дальнем Востоке проживало от 150 до 170 тысяч китайцев и корейцев.

        После войны на Дальнем Востоке вновь стали формироваться китайские и увеличиваться корейские диаспоры. Так, на Сахалине уже в  начале 50-х годов прошлого века насчитывалось не менее 40 тыс. корейцев (оставшиеся после репатриации японского населения с южной части острова, завезенные  из северной Кореи для работы в рыбной отрасли и прибывшие, в основном интеллигенция, из Центральной Азии те, кто в 30-е годы был выслан туда с Дальнего Востока). Перепись населения 2002г. зафиксировала в числе постоянных жителей Дальнего Востока 9.7 тыс. китайцев (28% от их числа по России в целом) и 62 тыс. корейцев (свыше 40%).

       В свою очередь во второй половине ХХ веке небольшое число  русских проживало в азиатских странах, прежде всего в Китае. После гражданской войны несколько сотен тысяч бывших белогвардейцев и мирных граждан переселились в Китай. Затем значительная их часть покинула страну. По  данным С.И. Брука, относящимся к середине 80-х годов прошлого столетия, в Азии (читай - в Китае) насчитывалось не более 25 тыс. русских (14. с.286).  Это для проживающих в Китае 1.3 млрд. человек и даже для населения трех северо-восточных провинций с числом жителей в 110 млн. бесспорно ничтожно малое число.

        Но зато в настоящее время  трудовые и учебные мигранты, торговцы, просто покупатели и туристы  из обеих стран создают довольно заметную массу для развития тесного миграционного взаимодействия. То же самое, хотя и в меньшей мере, можно сказать и о связях с корейскими государствами. Следовательно,  и часть населения стран старого зарубежья может представлять миграционный потенциал для России, но только при определенных условиях, учитывающих международный опыт.

           Опыт миграционного взаимодействия между приграничными странами достаточно разнообразен. Примеров добрососедских отношений и в их рамках миграционного обмена населением много.   Но имеются и такие примеры миграционного взаимодействия, которые демонстрировали в ХIХ в. Соединенные Штаты Америки.  В 20-е годы ХIХв. Мексика разрешила миграцию граждан США на территорию Техаса. К середине 30-х годов того же столетия американских колонистов там уже было 30 тыс., не считая 5 тыс. черных рабов. Мексиканского населения  насчитывалось  около 3.5 тыс. человек. В 1836г. колонисты провозгласили независимость Техаса, а в 1845г. он стал штатом США. Подобные же истории у таких  штатов США, как Калифорния, Аризона, Новая Мексика, Флорида и Луизиана.(16.с 21-23).

           До самого последнего времени в миграционном обмене населением с государствами старого зарубежья Россия теряла население. Даже в новом столетии (2001-2008гг.) миграционное сальдо превысило минус 215 тыс. человек. Это, конечно, не сопоставимо с тем, сколько мигрантов приобретает Россия из нового зарубежья. Более того, миграционные потери России в обмене со странами старого зарубежья   последние десять лет непрерывно снижались: 2000г. 53.2 тыс., 2002г. 46.4 тыс., 2004г. 34.8 тыс., 2006г. 10.8 тыс. и 2008г. 2.7 тыс. человек. По сути, Россия перестала терять население в миграционном обмене со странами строго зарубежья.

     Но даже при общих потерях населения в миграционном обмене, Россия от ряда стран  имела положительное сальдо. В числе этих стран Афганистан, Вьетнам, Болгария, Греция, Сирия и некоторые другие страны в отдельные годы или терявшие или приобретавшие в результате миграционного обмена с Россией  по несколько десятков человек. Лишь миграционный обмен населением России и Китая  характеризуется иными масштабами.  В 2001-2008гг. положительное для России  сальдо  в миграционном обмене с Китаем составило почти 4 тыс. человек. По отношению к другим странам старого зарубежья это в десятки-сотни  раз больше, но относительно стран нового зарубежья –микроскопические мало. Правда в 2007-2008гг. миграционное сальдо измерялось уже не в сотнях, а в тысячах человек (1.6 тыс. –в 2007г. и 1.1 тыс. –в 2008г.). Тем не менее, эти величины говорят о том, что пока миграционный потенциал, прежде всего, соседних стран, включая и Китай, крайне мал  и  при нормальном ходе исторического развития  рассчитывать на него было бы преждевременно.



предыдущая страница
содержание
следущая страница