k
главная страница демография
миграция
население регионов статьи в журналах учебная литература афоризмы
фото




ОЦЕНКА  ВОЗМОЖНЫХ И НЕОБХОДИМЫХ МАСШТАБОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИММИГРАНТОВ В РОССИЮ

предыдущая страница
содержание
следущая страница




РАЗДЕЛ  2

 ОЦЕНКА НЕОБХОДИМЫХ МАСШТАБОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИММИГРАНТОВ В РОССИЮ

2.1. Миграционная политика в контексте национальных интересов России.

      Оценка миграционных ресурсов в странах нового зарубежья, возможных для их привлечения в Россию,  это лишь одна из двух задач, необходимых для определения миграционного потенциала. Другая задача –установление необходимой степени реализации миграционного потенциала, т.е. определение   масштабов сальдо внешней миграции  России, её потребности в мигрантах как компоненте демографического развития и как во временном приращении трудовых ресурсов.

        Миграция в демографическом развитии любого государства может играть троякую роль:  она  в случае отрицательного сальдо ведет к сокращению численности населения страны, при положительном сальдо  миграция либо служит наряду с естественным приростом  источником восходящей демографической динамики, либо выступает фактором  компенсации естественной убыли. В России в послевоенные годы имели место все  эти  варианты демографического развития.

        В 1956-1975гг., т.е. в течение 20 лет,  Россия имела в миграционном обмене населением с союзными республиками отрицательное сальдо миграции. Если еще в 1951-1955гг. миграционное сальдо было положительным  и  Россия  в миграционном обмене с другими союзными республиками  приобрела 160 тыс. человек, то в следующие четыре пятилетки она в результате миграции потеряла 2.3 млн. человек.  В те годы  естественный прирост  составил 24.8 млн. человек,  вследствие чего численность населения России с 1956г. по 1975г. включительно  возросла на 22.5 млн. человек. Миграционная компонента уменьшила  общий прирост населения   на 9%.

        В следующие  15 лет (1976-1990гг.) население России возросло за счет миграционного сальдо на 2.7 млн. человек, что вместе с естественным приростом (11.3 млн.) увеличило его на 14 млн. В тот период миграционное сальдо возрастало от пятилетия к пятилетию: в 1976-1980гг. -738 тыс., в 1981-1985гг.-878 тыс. и в 1986-1990гг.-1062 тыс. человек. Уже в те годы начался исход из ряда союзных республик  русского населения в Россию. Вслед за  Грузией и Азербайджаном в этот процесс стали втягиваться и другие республики: Армения, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркмения.   В целом в рассматриваемый период на долю миграции пришлось примерно  20% общего прироста населения России.

      В последнее десятилетие ХХ и первое десятилетие ХХI веков (1991-2010гг.), в результате наступившей депопуляции, миграция стала   выступать фактором компенсации естественной убыли населения. Заметим, что  1991г. - это последний  год, когда  был, хотя и  небольшой, но  все же, естественный прирост населения, который вместе с миграционным сальдо завершил, продолжавшеюся в течении  55 послевоенных  лет, восходящую демографическую динамику. В 1992г., несмотря на естественную убыль, численность населения за счет миграции увеличилась, правда на мизерную величину (0.1 млн. человек). Все последующие годы оно сокращалось, т.к. миграционное сальдо было недостаточным, чтобы полностью компенсировать  естественную убыль.  Значение миграционного сальдо в  динамике  населения России в 1991-2009гг. представлено в таблице 2.1

        Из данных таблицы 2.1, даже если они и не совсем точны,  о чем сказано в примечании к таблице, следуют два основных вывода. Во-первых, внешней миграции в последние 20 лет принадлежит  огромное значение в демографическом развитии России, она в период 1991-2009гг. компенсировала свыше трети естественной убыли населения, которое в результате сократилось к началу 1991г. не на 13 млн. человек, а лишь – на 8.3 млн. Не будь миграции, нынешняя численность населения России составляла бы не 142 млн. человек, а примерно 137 млн.

    Во-вторых, либерализация миграционной политики России, усиление в ней элементов разумного государственного регулирования, происходившее в условиях существенного сокращения масштабов естественной убыли населения (с 959 тыс. в 2000г. до 847 тыс. в 2005г. и до  249 тыс. в 2009г.), привело после 2005г. к повышению компенсационной роли миграции в демографической динамике. В 2009г. миграция, по сути, компенсировала всю естественную убыль населения и впервые с 1993г. его численность не сократилась.

    Таблица 2.1

    Доля миграции в компенсации естественной убыли населения России в 1991-2009гг., тыс. человек*

Годы

Естествнаая

Убыль

Миграционный

Прирост

Общий

прирост

    Доля

компенсации**

1991-1995

-2599

2024

-575

77.9

1996-2000

-4127

1399

-2728

33.9

2001-2005

-4407

331

-4076

 7.5

2006-2009

-1768

861

-907

48.7

  Всего

-12901

4615

-8286

35.8

*В связи с проводимыми Росстатом корректировками данных о миграционном и общем приросте населения, вызванными несовпадениями сведений переписей  и текущего учета, возможна не точность, приводимых в таблице цифр.
**отношение миграционного прироста к естественной убыли в %

        В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее Концепция), утвержденной указом Президента в 2006г.,  подтверждена цель демографического развития страны, одобренная Правительством РФ в 2001г. и одновременно намечены конкретные рубежи её достижения: в 2015г. стабилизировать население на уровне 142-143 млн. человек  и в 2025г. достигнуть 145 млн. Таким образом, в период 2011-2025гг. в России должна быть восходящая демографическая динамика. Стало быть, во втором, да и третьем десятилетиях ХХI века роль миграции в демографическом развитии России должна возрасти еще в большей мере, чем это было в предшествующие годы.

     Это связано с рядом обстоятельств, прежде всего, с негативным воздействием на демографическое развитие  России, созданной в восьмидесятые-девяностые годы  демографической волны. В 1983-1987гг. произошел взлет чисел родившихся до 2.4-2.5 млн. в год, а затем, в 1996-2001гг. числа резко упали до уровня в 1.2-1.3 млн. Происходящее в результате волны движение различных по численности возрастных контингентов помимо того, что в социальной сфере скачкообразно меняет потребность в образовательных, воспитательных и других учреждениях, определяет численность и структуру экономически активного населения,  задает также  параметры демографического будущего страны. Численность женщин наиболее активных репродуктивных возрастов (20-29 лет) к 2015г. может сократиться на 15%, и  к 2025г. относительно 2015г.  на 30%  и к  2010г. – более чем на 40%, что  существенно повлияет на число рождений. Оно, если  не произойдет значительного увеличения суммарного коэффициента рождаемости, сократится почти до одного млн.

     Еще более опасным для демографического развития России  является ускоряющийся процесс постарения возрастной модели рождаемости. Если средний возраст матери при рождении первого ребенка в 2005г. был 24.2 года, то в 2009г. уже 24,6  года. За это же время средний возраст  матери при рождении второго ребенка увеличился с 29  до 29.5 лет. Ныне в России наибольшие показатели рождаемости приходятся на возрастную группу в 25-29 лет, тогда как еще несколько лет назад ею была группа в 20-24 года. Тенденции постарения возрастной модели рождаемости – не конъюктурны и потому без их приостановки и придании им обратной направленности, трудно рассчитывать на достижение тех параметров рождаемости, которые вкупе с другими компонентами демографической динамики смогут обеспечить ей восходящий характер.    

     Одновременно  с  этими двумя обстоятельствами  в России  происходит также постепенное увеличение доля лиц в возрасте старше 65 лет.  Если в 2003г. она была 13.2%, то спустя пять лет в 2008г. – уже 13.8%. Старение населения связано, прежде всего,  со снижением рождаемости, поэтому в середине нового десятилетия можно ожидать ускорение процесса старения, а с ним вместе и увеличение  смертности за счет лиц старших возрастов.  Рост чисел умерших, как и  сокращение чисел родившихся увеличат естественную убыль населения, что повлияет на демографическую динамику, которая вступит в противоречие со стратегией демографического развития страны, обусловленной её геополитическими, экономическими и другими факторами, в целом национальными интересами российского государства. Противодействие этому заключается в существенном повышении вклада миграции в демографическую динамику.

         Каково  должно быть  сальдо миграции при различных величинах двух других составляющих?  Возможны различные ответы на этот вопрос.

       Один из них представлен в последнем (2009г.) прогнозе Росстата предположительной численности населения России до 2030 года. Мы специально не берем максимальный вариант, поскольку все те, для деятельности которых предназначаются прогнозы, используют средние варианты. Да и заложенные в нем гипотезы изменения уровней рождаемости и  смертности – весьма туманны.

      Согласно среднему варианту прогноза Росстата естественная убыль населения  в 2015г. составит 348 тыс. человек, т.е. на 100 тыс. больше, чем  была в 2009г., в 2020 и 2025 годах она соответственно будет   481 и 639 тыс. человек.  За 15 лет  с   2011г. по 2025г. общая величина естественной убыли достигнет  6.6 млн. человек. Столь значительная величина естественной убыли, её рост от года к году вызваны, по мнению разработчиков прогноза тем, что числа родившихся  будут методично  снижаться и  к 2025г. достигнут уровня конца 90-х годов ХХ столетия, в свою очередь числа умерших останутся на отметке 2 млн. человек в год или  чуть меньше (в 2025г. 1961 тыс.). Заметим, что спорить с принятыми в прогнозе уровнями рождаемости и смертности бессмысленно, поскольку оба эти явления имеют вероятностный характер. Можно  существенно воздействовать на их параметры, но не получить  нужных результатов, а можно их получить, ничего не предпринимая.

         При заданной в прогнозе  динамике естественной убыли – спасение только в увеличении миграционного сальдо, что и предлагается в нем. Миграционное сальдо в 2015г. должно составить 339 тыс. человек (в 2009г. оно было 248 тыс.), в 2020г. 384 тыс. и в 2025г. 405 тыс. В этот пятнадцатилетний период общая величина миграционного сальдо выразится в 5.4 млн. человек. Страна должна будет  ежегодно в среднем получать по 360 тыс. мигрантов.

        В результате прогнозируемых параметров миграции и естественной убыли населения, его численность к 2025г. сократится примерно на 1.2 млн. человек. Следовательно, предлагаемый Росстатом прогноз (средний вариант?), не будучи нормативным (он также и не экстраполяционный), не обеспечивает достижение пороговых значений, установленных Концепцией демографической политики.

     Ответ сколько ежегодно нужно России мигрантов дает Концепция демографической политики, согласно которой в 2015г. ожидаемая продолжительность жизни населения в России должна увеличиться до 70 лет и к 2025г. – до 75 лет (в 2007г. ОПЖ составляла 67.5, в 2008г. -67.9 и в 2009г. - 68.7 года). В свою очередь суммарный коэффициент рождаемости должен возрасти по отношению к 2006г. в 1.3 раза, а в   2025г. – в 1.5 раза (его величина в 2006г. была 1.296, в 2008г. -1.494 и в 2009г. - 1.537). Значит,  величины СКР должны составить в 2015г. – 1.685  и в 2025г. -1.944.  При  заданных параметрах рождаемости и смертности миграционное сальдо не должно быть, согласно Концепции, менее 300 тыс. человек. Поскольку   в Концепции  пороговые значения рождаемости и смертности определяются специальными показателями (СКР, ОПЖ), то их необходимо  пересчитать, чтобы определить величину естественной убыли для её сопоставления с миграционным сальдо. При уровне суммарного коэффициента рождаемости в  1.685  число родившихся в 2015г. составит  примерно  1750 тыс. человек. Величина  суммарного коэффициента рождаемости, которая должна быть достигнута к 2025г., составляет  1.944, что   может обеспечить  приблизительно 1.5 млн. рождений.

        Если к 2015г. будет достигнут уровень ожидаемой продолжительности жизни в 70 лет, то числа умерших снизятся до 2 млн. человек в год (точнее до 2020 тыс.), при достижении ожидаемой продолжительности жизни в 75 лет, числа умерших должны составить примерно 1.7 млн. человек (1715).  При таких числах родившихся и умерших естественная  убыль  сохранится к 2015г. в 250 тыс. и снизится к 2025г. до 200 тыс. человек. Среднегодовая взвешенная величина естественной убыли для пятнадцатилетнего периода будет равна   3250 тыс. человек.  Поскольку, численность населения к 2025г. должна возрасти относительно 142 млн. в 2010г. на 3 млн. и достигнуть 145 млн. человек, постольку на весь период необходимо обеспечить миграционное сальдо в размере  6250 тыс. или по 400-420 тыс. в среднем за год.     

        Еще один ответ можно дать, опираясь на фактические данные о рождаемости и смертности в 2008-2010г. В 2009 году в России, хотя и не была еще преодолена   депопуляция, но уже были достигнуты нижние параметры стабилизации численности населения   (чуть меньше 142 млн. человек). Сохранятся они в следующие годы или нет, покажет время, здесь же важно другое. Достигнутые в 2009г.  абсолютные числа родившихся, умерших, естественной убыли и миграции населения, можно  принять в качестве исходных для проектирования будущей демографической динамики.

     В самом деле, число родившихся достигло  1764 тыс. (уровень 1991г.), число умерших снизилось до отметки в 2013 тыс. (уровень 1997г. или начала 90-х годов), в результате естественная убыль оказалась после 1993г. на самом низком уровне (меньше в 3.8 раза по сравнению с 2000г. и в 3.4 раза –с 2005г.). Миграционное сальдо в 2009г. составило 248 тыс. человек и было лишь на одну тыс.  меньше естественной убыли.

     Для расчета вариантов естественной убыли, возможной при разных числах родившихся и умерших и соответствующих им уровнях рождаемости (СКР) и смертности (ОПЖ)  примем  следующие условия, приводимые в таблице 2.2.  Опираясь на эти данные, можно представить на период 2011-2025гг. цифры рождаемости и смертности, даже не столько возможные, сколько необходимые. Понятно, что любое прогнозирование в демографической сфере (да и не только в ней), за исключением лишь одного  варианта, когда все показатели принимаются неизменными, является, по сути, «гаданьем на кофейной гуще».

      Таблица 2.2

      Естественная убыль при разных числах родившихся и умерших, тыс. человек

Числа родившихся

                            При числах умерших:

2000

1900

1800

1700

1600

1500

1700

-300

-200

-100

     -

100

200

1500

-500

-400

-300

-200

-100

   -

1300

-700

-600

-500

-400

-300

-200

1100

-900

-800

-700

-600

-500

-400

 

        Естественно, что сохранение чисел родившихся на уровне 1.7 млн. в течение всего периода, особенно после 2021г. практически невозможно, тогда как числа родившихся ниже 1.3 млн. – гибельны для России, т.к. страна вновь окажется на краю демографического кризиса.  Наиболее приемлемым представляются числа родившихся в 1.7 млн. для периода 2011-2015гг., 1.5 млн. – для 2016-2020гг. и 1.3 млн. для 2021-2025гг. Учитывая динамику чисел умерших в последние 5 лет и уровень, с которого  должно продолжиться его снижение, в качестве наиболее предпочтительных можно принять для первых пяти лет ежегодное число умерших в 1.9 млн., для 2016-2020г. 1.8 млн. и для 2021-2025гг. 1.7 млн. человек. В этих случаях среднегодовая естественная убыль составит соответственно  200, 300 и 400 тыс. человек.  

      При таких величинах чисел родившихся и умерших всего в течение 15 лет естественная убыль составит 4.5 млн. человек, что с учетом необходимости увеличения численности населения к 2025г. до 145 млн., т.е. на 3 млн. относительно 2010г. определяет величину миграционного сальдо в 7.5 млн. человек (по 500 тыс. в среднем за год). В этом случае будет полностью компенсирована естественная убыль  и обеспечен рост населения к 2025г. согласно целевых установок Концепции.

     Миграционное сальдо, следующее из прогноза Росстата (5.4 млн.), получаемое на основании расчетов нормативных данных Концепции (6250 тыс.), и вытекающее из сравнительного анализа вероятных вариантов соотношения рождаемости и смертности в 2011-2025гг.(7.5 млн.), есть   просто результаты  арифметики. Станут ли они реальностью, всецело зависит от тех усилий, которые предпримет государство, чтобы реализовать цели Концепции демографической политики.  Не хочется думать, что с намеченной целью довести к 2025г. численность населения России до 145 млн. человек, произойдет то же, что случалось уже много раз: завершали строительство коммунизма по Н.С. Хрущеву к 1980г., обеспечивали всем семьям отдельные квартиры по М.С. Горбачеву к 2000г. и т.д.

        Несмотря на то, что созданная в 80-90-е годы  демографическая волна в наибольшей мере скажется на числе родившихся в  двадцатые годы, тем не менее, её   действие    станет  ощущаться уже с 2015г. С этого времени пополнение наиболее активной в репродуктивном отношении группы будет происходить из лиц, родившихся в 1990г. и позже. В 1990г. число родившихся было меньше на полмиллиона,  чем  три-четыре года назад. В 2020г. в это категорию населения будут вступать лица, родившиеся  во второй половине 90- годов (число родившихся в 1996-2000гг. было на 1/3 меньше, чем в 1986-1990гг.). Такое влияние демографической волны  должно учитываться при проектировании вклада различных компонентов в демографическую динамику, во всяком случае, не откладывать на завтра (на 2015г. и позже), то, что надо делать уже сегодня, начиная с 2011г.       

       Хотя  масштабы необходимого сальдо миграции кажутся непомерными не только для  тех стран нового зарубежья, где находится миграционный потенциал для России, но и для неё самой, тем не менее, его ежегодная величина, скорее всего, должна быть более весомой в начале пятнадцатилетия, чем в его конце. К тому же масштабы миграционного потенциала в новом зарубежье с годами  становятся все меньше и меньше.

         Обеспечение определенных масштабов миграции, компенсирующих естественную убыль и содействующие  стабилизации и  росту населения это лишь одна сторона  достижения цели Концепции, другая – изменение вектора территориального размещения населения. Ныне преобладающая часть населения размещена в центральных и южных районах страны,  хотя её  основные природные ресурсы  сосредоточены  в  слабозаселенной азиатской части России.

       Россия  самая крупная по размерам территории страна в мире, её площадь 17.1 млн. кв.км. Затем идут Канада (10 млн.), Китай (9.6 млн.) и США (9.4 млн.). России принадлежит 1/8 часть территории земного шара. Площадь её азиатской части составляет 12.8 млн. кв.км. или  почти ¾ всей России. Здесь сосредоточены основные запасы древесины, нефти, газа, угля, руд чёрных и цветных металлов, гидроресурсов, минеральных удобрений, строительных материалов, пресной воды (только в Байкале её объем   равен примерно одной пятой мировых запасов). Но наличие в Азиатской России  богатых природных ресурсов, её выгодное географическое положение  находится в явном противоречии с заселенностью  и освоенностью огромных пространств. Нынешняя заселенность Сибири и Дальнего Востока – это, с одной стороны, историческая данность, а с другой – результат той политики, которую проводила Росси в 90-е годы ХХ- первое десятилетие ХХI веков.

        Во-первых, в прошлом Россия, преумножая и без того огромную территорию,  не в состоянии была её заселить достаточно плотно. Несмотря на сравнительно большие по условиям дореволюционной России масштабы переселений, восточные районы оставались слабо заселенными. В 1897г. на огромной территории за Уральским хребтом проживало лишь 5.7 млн. человек, что составляло 0.4 человека на кв. км. Накануне революции плотность населения Сибири и Дальнего Востока составляла менее 0.7 человек на кв.км.

       Интенсификация освоения восточных  районов страны в советские годы, хотя и увеличила плотность их населения, но не изменила кардинально уровень заселенности этих территорий. Поэтому, наряду со сравнительно плотно заселенными центральными областями страны, всегда были и слабо освоенные окраины, сколь бы значимыми в геополитическом отношении они не были для России (табл.2.2).

     Таблица 2.2

     Динамика показателей плотности населения России в ХХ веке (человек на кв.км.)

Годы

1939

1959

1979

1989

1999

2009

Россия

6.3

6.9

8.0

 8.6

 8.6

8.3

 в т. ч. Восточные районы

1.3

1.8

2.5

 2.8

 2.8

2.3

 Из них

 

 

 

 

 

 

Западная Сибирь

8.0

10.2

13.1

15.1

15.2

11.3

Восточная Сибирь

1.2

1.6

2.0

 2.2

2.2

2.0

Дальний Восток

0.5

1.1

1.3

1.3

1.2

1.1

доля восточных районов (в %)

14.1

17.4

20.3

21.8

21.4

18.3

 

      Во-вторых, до  развала Советского Союза  плотность и доля восточных районов в населении страны  непрерывно повышались.  За этим ростом в каждом восточном регионе - страницы самоотверженного освоения природных ресурсов Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири. Здесь и БАМ, и нефтегазоносные месторождения Тюменского севера, и Ангарские гидростанции, и полиметаллические руды Красноярского края, и Якутские алмазы и многое, многое другое.

      Но в  90-е годы, спустя более чем полтора столетия с начала освоения Дальнего Востока, не говоря уже о Восточной Сибири, кардинально изменились демографические тенденции в этой части страны. Здесь  стал снижаться уровень заселенности и еще более интенсивно сокращается доля в населении России в целом, т.е. разрушается демографический и трудовой потенциал.  В настоящее время показатели плотности населения восточных районов   ниже средних по России в 3.5 раза, а относительно уровня заселенности всего азиатского материка –в 30 раз.

       Геополитические и экономические интересы страны настоятельно требуют изменить вектор внутренних миграций: потоки, идущие с востока на запад поменять в направлении   запад-восток. Особенно это касается южных районов Дальнего Востока. Уже два десятилетия, сопровождаемый естественной убылью, происходит отток населения из Забайкалья и Дальнего Востока. Здесь последовательно  снижается уровень заселенности, разрушается демографический и трудовой потенциал, причем  главным образом в результате миграционной убыли дальневосточников и сибиряков. За период 1991-2008гг. миграционная убыль  населения Дальнего Востока составила 1080 тыс., что  почти в 5 раз больше естественной убыли за  те же годы.  На начало 2009г. население России сократилось по сравнению с 1991г. на 4%, а Дальнего Востока –на 20% , т.е. в 5 раз больше. С каждым годом падает плотность населения в стратегически важных приграничных районах страны, в заселение которых вложены огромные материальные и людские ресурсы.

      В это же время неуклонно растет численность постоянных жителей  г. Москвы, на долю которой приходится  уже почти 7.5%  населения России. За время, существования  депопуляции в стране, численность населения столицы увеличилась, несмотря на естественную убыль,   более чем на 15% (на 1.4 млн. человек). Если в 1991-1995гг. миграционное сальдо в Москве составило минус 6.6 тыс. человек, то уже в 1996-2000гг. – миграционный прирост  достиг 269.5 тыс. ,  в 2001-2005гг. он составил -257.5 тыс. и в 2006-2008гг.-156.5 тыс.  В новом десятилетии миграционный прирост населения Москвы не был ниже 50 тыс. человек, поглощая либо полностью, либо   преобладающую часть миграционного прироста страны. В целом в 1996-2008гг. миграционный прирост в Москве превысил 680 тыс., а если  к нему прибавить также  миграционный прирост Санкт-Петербурга, то общая сумма составит 850 тыс. человек. Это близко к тому миллиону, который потерял Дальний Восток  за счет миграционного оттока в эти же годы.

          Резюмируя, подчеркнем, что если Россия не сможет изменить вектор внутренних миграций, перенаправить их потоки с запада на восток, то  в условиях нарастающей глобализации  может стать  перекрестком, фокусирующим  интересы, отнюдь не только сопредельных стран. Это не наша выдумка. Вот, что говорит на этот счет Зб. Бжезинский. «Чтобы удержать Сибирь, России понадобится помощь: ей не под силу одолеть эту задачу самостоятельно в условиях переживаемого ею демографического спада и новых тенденций в соседнем Китае». И далее. Россия должна превратиться в общеевропейское достояние, используемое на многосторонней основе. Для европейцев это была бы увлекательная перспектива покорения «новых рубежей». (9.с..139-140).



предыдущая страница
содержание
следущая страница