k
главная страница демография
миграция
население регионов статьи в журналах учебная литература афоризмы
фото




ОЦЕНКА  ВОЗМОЖНЫХ И НЕОБХОДИМЫХ МАСШТАБОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИММИГРАНТОВ В РОССИЮ

предыдущая страница
содержание
следущая страница



РАЗДЕЛ  2

 ОЦЕНКА НЕОБХОДИМЫХ МАСШТАБОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИММИГРАНТОВ В РОССИЮ

2.2. Трудовые мигранты и их вклад в пополнение трудового потенциала России.

    Если потребность в мигрантах на постоянное проживание обусловливается, прежде всего, геополитическими интересами России, необходимостью сохранения ею огромных мало заселенных территорий, на   которых находятся богатейшие природные ресурсы, способные обеспечить экономическую самодостаточность  живущим и будущим поколениям, то трудовые мигранты – это, по сути,  заемный на время трудовой потенциал. Его масштабы  определятся состоянием федерального и региональных рынков труда, сиюминутными потребностями  отраслей  экономики.

       Подобно тому как перспективная потребность в мигрантах – переселенцах в Россию   во многом будет определяться демографическими трудностями, на масштабы и  состав трудовых мигрантов помимо этого  фактора будут оказывать воздействие также  будущие параметры рынка труда, трудности поддержания его стабильного состояния. Но все же основная  трудность и здесь – неблагоприятная динамика населения в трудоспособном возрасте.

        До самого последнего времени, несмотря  на сокращение общей численности населения, доля в нем и численность трудоспособных контингентов не снижалась. В 2008г. численность лиц в трудоспособном возрасте увеличилась по сравнению с 1998г. на 5 млн. человек, а их доля во всем  населении повысилась с 57.8% до  63.2%. Даже число трудоспособных мужчин за это время возросло почти на 2 млн. человек.  Но, начиная с 2008г., численность этой категории населения неуклонно сокращается и уже в 2010г. составила 87.6 млн. человек  (в 2007г. – 90.1 млн.). К 2015г. она уменьшится до 83.3 млн., к 2021г. – до 78.0 млн. и к 2026г. – до 76.6 млн. Согласно прогнозу Росстата (2009г.), если  численность населения в 2025г. по сравнению с 2010г. сократится всего на один млн. человек (со 141.8 до 140.8 млн.), то  численность трудоспособного населения уменьшится на 11 млн. В среднем за год численность населения в трудоспособном возрасте будет сокращаться на 680-690 тыс. человек, что может создавать  огромные трудности на российском рынке труда. 

     Недостаток собственных трудовых ресурсов, как и отсутствие со стороны российских граждан спроса на рабочие места с низким уровнем оплаты труда, уже давно  восполняется привлечением трудовых мигрантов. Достоверных сведений о численности трудовых мигрантов, находящихся в России, нет, причем  это относится как к нелегальным, так и к легальным мигрантам. Конечно, по легальным мигрантам цифры, хотя и не точны, но, все же, близки к реальным и позволяют проследить динамику численности трудовых мигрантов за последние 10-15 лет. Так в течение 1994-2006гг. в Россию было привлечено на законной основе почти 5 млн.  трудовых мигрантов, из которых более половины пришлось на выходцев из СНГ. До 2000г. в составе иностранных  трудовых мигрантов,    преобладали выходцы из старого зарубежья, а затем стали лидировать выходцы из государств нового зарубежья.  В 1994г.   легальных  трудовых мигрантов  в России было 129 тыс.,  в 2001г. – 283.7 тыс., а  в 2005г. их насчитывалось  702.5 тыс. человек, что составляло 96% всех легальных трудовых мигрантов в странах постсоветского пространства. (1,с.109). В 2006г. их стало  1014 тыс., в 2007г. -1717 тыс. и  в 2008г. -2426 тыс. С 1994г. по 2007г. число легальных трудовых мигрантов возросло  в 7.8 раза. (1.с.109, 2. 17, 22). В 2008г. оно увеличилось еще на 700 тыс.,  причем 627 тыс. пришлось на страны нового зарубежья и  чуть больше 80 тыс. – на старое зарубежье. (8.с.54). 

        Наиболее сложная для государства, и наиболее болезненная проблема для людей - нелегальная  трудовая миграция, масштабы которой как были не известны раньше, так  не известны и в настоящее время.  Оценки численности нелегальных мигрантов, одновременно находящихся в России, различаются на порядок. Еще в начале нового столетия оценки численности нелегальных мигрантов колебались от 1.5 до 15 млн. человек. В частности, в правительственном распоряжении от 6 мая 2004г. о концепции действий на рынке труда в 2003-2005 годы число нелегальных мигрантов определено в 1.5 млн. человек. Затем цифры возросли до 5, 10 и даже 15 млн., причем их озвучивали даже  официальные лица, что, отнюдь не гарантировало  достоверности этих оценок.

      В настоящее время  диапазон оценок также огромен. Согласно данным  А.В.Топилина в начале ХХI века на территории  России находилось примерно 7.5-8 млн. нелегальных мигрантов. (3, с.132-133). На это же время МВД России определяло число нелегальных мигрантов в 10 млн., Федеральная пограничная служба давала цифру на 2001г. в 3 млн., Федеральная миграционная служба считала, что в зависимости от сезона в России находилось от 3-х до 10 млн. нелегальных трудовых мигрантов.(1. с.135).

       В последние годы соотношение между легальными и нелегальными трудовыми мигрантами заметно изменилось. По мнению Тюрюкановой Е.В.  в начале нынешнего десятилетия  доля  трудовых иммигрантов, находящихся на законных основаниях в России, составляла 10%, а к  концу десятилетия возросла до 25-30%. (5. с.150).  Близкую оценку приводят также Топилин А.В. и Парфенцева О.А. В 2007г. по России в целом разрешений на право работы было выдано 6 млн., а к работе приступили  2 млн., т.е. только одна треть. Это же просматривается и по Москве. Разрешений на работу 500 тыс., а работало 150 тыс.(2.с.17). Остальные, видимо, ушли в «тень».

        Трудовые мигранты прибывают в Россию из многих стран нового и старого зарубежья. В 2008г. наибольшее число трудовых иммигрантов было из Узбекистана и  Таджикистана, соответственно 643 и 391 тыс. За ними следуют  Китай (282 тыс.) и Украина (245 тыс.). На долю Кыргызстана приходится 185 тыс., Турции – 131 тыс., Молдовы – 122 тыс. и Армении – 100 тыс. человек.  У всех остальных (Вьетнам, Азербайджан, КНДР и др.) основных поставщиков трудовых мигрантов, их численность менее 100 тыс. человек (8 с. 52). Украина до самого последнего времени поставляла в Россию самое большое число трудовых мигрантов, затем её доля в их общем объеме стала снижаться: в 2005г. – 20.2% и  в 2006г. – 16.9% и т.д. (2.с.19).

       Большая часть трудовых иммигрантов находится в регионах Центрального федерального округа. Здесь в 2006-2007гг. их было почти половина (46-48%), причем  большая их часть приходится на Москву. В 2007г. в Москве было 0.5 млн. легальных трудовых мигрантов или 28% их общей численности по стране. Более трети трудовых мигрантов приходятся на три федеральных округа, имеющих суммарно такую же численность населения, как и ЦФО. Это  Уральский, Сибирский и Дальневосточный округа, различие только в том, что в последнем в составе трудовых мигрантов преобладают выходцы из Китая и КНДР. На долю Приволжского, Южного и Северо-Западного федеральных округов остается 1/5 всех трудовых мигрантов.

        ЦФО принадлежит наибольшая доля  мигрантов – выходцев из Азербайджана, Армении, Грузии, государств Центральной Азии, Украины и Молдовы. Округу принадлежит от 30 до 80% всех мигрантов из этих государств. Достаточно много выходцев из Азербайджана в Приволжском и Уральском округах, выходцев из Армении – в Северо-Западном и Дальневосточном округах, из Грузии – в Южном и Северо-Западном округах, из Казахстана и Кыргызстана – в Уральском и Сибирском округах, из Узбекистана и Таджикистана – в Приволжском и Уральском округах, Из Украины и Молдовы – в Северо-Западном и Уральском округах,  из Туркмении – в Приволжском и Северо-Западном округах (2.с.23, 24, 27 и 36).       

        Многие факторы обусловливают такое географическое  распределение трудовых мигрантов: производственная специализация российских регионов и интерес к ней со стороны иммигрантов, близость территорий к зарубежным странам, откуда прибывают мигранты, существовавшие и вновь возникшие связи между районами приложения труда и странами выхода мигрантов и т.д.     

        Наибольшее число трудовых мигрантов занято в таких сферах деятельности, как строительство (в 2007г. приходилось 40%), торговля и  ремонтные работы (19%), промышленность (7%), коммунальные и прочие услуги (5%), транспорт (внутригородской) и связь (4%) и пр. (2.с.156). Изменение структуры  занятости трудовых мигрантов в 1994-2006гг. можно проследить по данным,  приводимым А.В.Топилиным и О.А. Парфенцевой. За это время занятость в промышленности сократилась с 22.4% до 7.1%, в сельском хозяйстве – с 16.0 до 7.2%,  в строительстве – с 45.3% до 40.8%, но существенно увеличилась в торговле –с 2.6% до 26.7% (2.с.38).

       Ныне в строительстве и торговле занято свыше 2/3 всех трудовых мигрантов, причем строительство в наибольшей мере (более половины всех работающих там мигрантов) освоено выходцами из Украины, Армении и Грузии, а в торговле заняты преимущественно выходцы из Закавказья и Средней Азии. Следует  добавить, что ныне обслуживание дачных участков и загородных домов, их строительство и ремонт  просто не возможны без  трудовых мигрантов, как правило, нелегальных.     

        Условия и механизмы привлечения, а тем более использования иностранных трудовых мигрантов, особенно  их нелегальной составляющей,  во много раз превышающей  численность легальной, создают целый букет проблем. Среди них – безудержная эксплуатация трудовых мигрантов, особенно нелегалов (повышенная продолжительность рабочего дня,  сверхурочные работы, вредные и трудные условия труда, отсутствие охраны труда м т.д.), низкий уровень оплаты труда (задолженности по оплате,  недоплаты, не выплата  заработка  и др.), бесправное положение (отсутствие договоров о найме, изоляция от внешнего мира, изъятие паспортов, угрозы арестом, принуждение к сексуальным услугам, побои и т.д.), проживание с риском для жизни и благополучия (опасность со стороны бандитов, рэкетеров) и прочее.

         Проводимые социологические  обследования в среде трудовых мигрантов, фиксируют их неудовлетворенность проживанием и работой в России. Так обследование, проведенное МОМ в начале десятилетия, показало, что 38% мигрантов не удовлетворены большой продолжительностью рабочего дня, 36,2% - тяжелым физическим трудом, 16.2% -плохими условиями труда, 16.6% -опасностью со стороны бандитов и рэкетеров, 17.5% - вредными  для здоровья условиями труда и т.д.(6.с.118).  Исследования, проведенные МОМ в 2006г., подтвердили вывод о том,  что трудовые мигранты в значительной своей части работают и живут в нечеловеческих условиях  (5.с.163). Такие условия и оплата труда не только озлобляют трудовых мигрантов, но и разносят по всему постсоветскому пространству дурную славу, формируют  неприязнь и   ухудшают в глазах населения стран нового зарубежья  имидж  России.

        Наличие трудовых мигрантов, их нелегальной части очень удобно для обвинения их в нарушении общественного порядка, совершении преступлений. Но миф о том, что рост преступлений связан с трудовыми мигрантами, не доказан, т.к. количество преступлений, совершаемое местным населением,  надо считать к его численности, также как и  преступлений, совершенных иммигрантами – к их количеству, которое никому не известно. К тому же, преступления совершают не столько трудовые мигранты, сколько преступники – гастролеры из других стран, специально приезжающие в Россию.    

       Несомненным фактом является вывоз или перевод трудовыми мигрантами денежных средств.  Имеются разные оценки. В частности, Д.Полетаев считает, что ежегодно из России вывозится от 2.3 до 6.5 млрд. долларов (6.с. 77). Денежные переводы  трудовых мигрантов существенно увеличивают внутренние валовые продукты стран, откуда они приехали. В 2004г. по доле денежных переводов в ВВП среди стран нового зарубежья на первом месте была Молдова (свыше ¼), Таджикистан (до 15%) и Армения (10%).  Высока также доля Кыргызстана и Грузии (7.с.75). В этих странах достаточно высока также доля доходов домохозяйств от заработков трудовых мигрантов, составляющая в Молдове свыше 30%,  в Армении - 15%,  Кыргызстане и  Таджикистане -10%, Грузии и Азербайджане – 5% (7.с.81). Надо иметь в виду, что большая часть переводимых денег, черпается из средств, с которых не взимаются налоги.  Лишь четверть мигрантов получает зарплату по ведомости, а остальные на руки. Переводы денег имеют двоякие последствия. С одной стороны, растет уровень потребления в странах донорах, улучшается жизнь семей  трудовых мигрантов, а с другой,  происходит, хотя и в небольших объемах вывоз капитала, который, находись семьи мигрантов в России, использовался бы на развитие потребительского рынка.

      Но главное не это, а то, что российский бюджет из-за  неконтролируемого теневого  использования  нелегальной части этой категории рабочей силы   на неуплате подоходного налога теряет огромные доходы. В 2007г. среднемесячная заработная плата  в целом по России составляла 13.6 тыс. рублей или в расчете на год 163.2 тыс. Примем, что нелегальным трудовым мигрантам платили вдвое меньше, чем российским гражданам, тогда их годовая оплата   равняется  примерно 80 тыс. руб. в год. Нелегальных мигрантов вдвое больше, чем легальных, т.е. их 4.5 млн. человек.  Величина подоходного налога  не резидента  30%.  Если бы  его уплачивали все нелегальные мигранты, то общая сумма  платежей составила бы не менее 100 млрд. руб. Кроме того, еще свыше 100 млрд. руб. не поступала в качестве социального налога  в соответствующие фонды.  Ныне эти суммы существенно  больше.

       Все эти проблемы, в т.ч. медико-санитарные и некоторые другие, являются мелочью по сравнению с влиянием этого явления на социально – экономическое и научно-техническое развитие России. Во-первых, широкое использование трудовых мигрантов на  неквалифицированных работах и мизерная оплата их труда отдается бумерангом на оплате труда российских работников. Более того, последним становится не комфортно и по условиям труда и по их оплате работать в тех сферах, которые освоены трудовыми мигрантами.  С этим выводом не все согласны. Так, Е.В. Тюрюканова, ссылаясь на обследование МОМ,  пишет, что у мигрантов оплата труда ниже вдвое, чем у местных, к тому же первые работают в 1.6 раза дольше, чем вторые. После сказанного она  делает вывод о том, что все же нет указаний на то, что  зарплаты у местных работников снижаются  из-за мигрантов (5. 160). Как говорится, так тебе возьмут и скажут честнейшие наши бизнесмены.

        Во-вторых,  предпринимателям  более выгодно использовать дешевую рабочую силу, лишенную к тому же каких-либо прав, чем вкладывать средства в инновационные проекты. Высокая степень износа основного капитала – лучшее тому доказательство. В 2007г. износ основных фондов в отраслях, где более всего заняты трудовые мигранты,  составлял: на транспорте и связи -30.2%, строительстве – 36.1%, добыче полезных ископаемых – 49.7% и в торговле и ремонтных работах – 59.3%. В целом по стране в 2008г. износ основных фондов составлял 43.8%, причем  в таких благополучных регионах как  Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Самарская и Свердловская области степень износа превышала 50%. (4. стр. 379). Реально существующая до настоящего времени в России  стратегия  экономического развития  далека от той, которая сделала из США   передовую в научно-техническом отношении страну. 

         В настоящее время в связи с отсутствием достоверных данных о численности работающих в России трудовых мигрантах (не количестве полученных разрешений), не возможно сколько-нибудь  точно определить их долю в занятом населении. На этот счет имеются лишь отрывочные сведения. Так  Е.В. Тюрюканова пишет, что если в 2005г. в занятом населении Москвы доля трудовых мигрантов составляла 4.1%, то  в 2007г. – уже  7.6% (5.155). Это скорее не рост числа занятых трудовых мигрантов, а изменение соотношений между легальными и нелегальными. Вообще то, приведенные цифры вызывают большие сомнения и наряд ли им можно верить. Так  если принять, что в 2005г. на одного  легального приходилось 9-10  нелегальных мигрантов, то получится, что  их доля в занятом населении равна  40% против 4.1%.  Для 2007г. цифра всех мигрантов в занятом населении  составит  23% по сравнению с 7.6%.  К сожалению, вызывает сомнение и доля трудовых мигрантов в составе занятого населения в 1.5%, приводимая в целом в очень хорошей  работе А.В. Топилина и О.А. Парфенцевой (2.с.73) Если речь идет только о легальных трудовых мигранта, то и тогда их доля в занятом населении составляла в 2007г. 3.3-2.5%. Это легко определить, сопоставив численность трудовых мигрантов со всеми, занятыми в экономике (табл.2.3).

    Таблица 2.3

     Численность экономически активного населения, занятого в экономике и легальных трудовых мигрантов, тыс. человек   

Годы

Экономически

активное население

Безработные, в среднем за год

Занятые в

экономике, в среднем за год

Легальные

трудовые

мигранты

2005

73432

5263

66792

703

2006

74167

5312

67174

1014

2007

75159

4588

68019

2260 (1717*)

*(1.с.109).

       В 2007г. доля легальных трудовых мигрантов в составе  занятых в экономике составляет 3.2%,  В совокупной численности всего экономически активного населения и  заемной рабочей силы, т.е. трудовых мигрантов, их доля   менее 3%. Даже если численность трудовых мигрантов утроить, т.е. добавить к ним нелегальную часть, то и тогда их доля в занятом населении будет менее 10% и в экономически активном населении – чуть более 8%. Следовательно, среди занятых в экономике примерно 6-7% -это нелегальные трудовые мигранты.  Цифра трудовых мигрантов вполне укладывается в ряд тех, которые в других странах. Так, в Швейцарии в числе занятого населения доля трудовых мигрантов составляет 17.3%, в Бельгии – 8.7%, в Австрии –  8.1%, во Франции – 7.2% и Германии – 5.5% (2.с. 73). 

        В настоящее время трудовые мигранты вносят весомый вклад в создание  внутреннего валового продукта России. Если допустить, что производительность труда у трудовых мигрантов такая же как и у остальных работников, то тогда надо отнести на их долю не менее чем 2.5 триллиона руб., стоимости валового внутреннего продукта, создаваемого в России. Таков  примерный порядок цифр о вкладе трудовых мигрантов в российскую экономику.

       Будущая потребность в трудовых мигрантах  определяется многими обстоятельствами, тем, что они прочно заняли ряд ниш в экономике России и там надолго останутся, тем, как будут развиваться экономики стран-доноров (пример – Казахстан), в какой мере будет расти в России спрос на дешевую рабочую силу со стороны  строительства, особенно железнодорожного и автодорожного.

         Наиболее сильное влияние на  численность, привлекаемых в Россию трудовых мигрантов в ближайшие 10-15 лет, могут  повлиять, по нашему мнению, два основных фактора. Во-первых, в случае существенного повышения уровня оплаты труда, в том числе и в отраслях, рабочие места в которых  заняты иммигрантами, возрастет занятость  экономически активного населения (число и доля безработных уменьшится, их ныне -) и сократится количество не престижных для российских граждан  рабочих мест.   Во-вторых, потребность в  трудовых мигрантах не может быть сокращена при сохранении достигнутых в последние годы темпах роста производительности труда.  Даже в те годы,  когда был прирост численности трудоспособного населения, все ровно  экономика не могла обходиться без привлечения трудовых мигрантов.    В первом десятилетии ХХI века вплоть до того как разразился кризис, приведший в 2009г. к сокращению ВВП более чем на 8% по отношению к предыдущему  году, его величина ежегодно возрастала в среднем на 6.5%. В 2008г. объем ВВП в сопоставимых ценах превысил его уровень в 2000г. на 66.3%.  Это было достигнуто преимущественно за счет роста производительности труда, т.к. численность занятых в 2001-2008гг. увеличилась всего на 5.7%, т.е. на 0.7% в среднем за год. Среднегодовой темп повышения производительности труда составлял 5.8%, т.е. был достаточно высоким.

      Тем не менее,  чтобы обойтись  без привлечения  трудовых иммигрантов или значительно сократить их количество,  нужно еще более  существенно  повысить производительность труда, а для этого  необходима всесторонняя модернизация российской экономики, включающая гармонизацию отраслевой структуры в соответствии с имеющимися в стране природными, экономическими и людскими ресурсами, а также потребностями экономики и населения при обязательном существенном обновлении изношенных основных фондов на основе их замены новыми, в том числе инновационными  техникой и технологиями. При этом инновационное развитие не возможно без повышения образовательного  и профессионально-квалификационного уровня занятого населения, совершенствования организации производства и труда, улучшения его условий и безопасности. 



предыдущая страница
содержание
следущая страница