k
главная страница демография
миграция
население регионов статьи в журналах учебная литература афоризмы
фото




ТРАНСФОРМАЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ


содержание
следущая страница

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

    Наше время – это  время радикальных перемен во всех сферах жизнедеятельности общества. Одна из таких сфер – пространственные перемещения населения. Знание характера, причин и особенностей миграционных  процессов  на различных существенно разнящихся этапах социального развития позволяет лучше осознать значение миграций в  жизни общества.  В практическом отношении это важно для совершенствования политики регулирования пространственного движения населения.

     Миграция, будучи территориальным перемещением населения,  ведет не только к изменению расселения и заселенности разных частей того или иного государства, но и к изменению численности и демографической структуры  населения других стран. Все зависит от характера миграционных процессов. Сразу подчеркнем, миграция это не внутреннее, а межтерриториальное явление, что определяет её сущность, а также специфику относительно любых пар территорий (районов, государств, континентов). 

         Если исключить из миграций внутри поселенные перемещения, то любая миграция совершается, как минимум, между двумя разными населенными пунктами, находящимися как внутри страны, так и между разными странами.  В одних случаях миграцию называют внутренней, в других – внешней. Очевидно, что  границы между внутренними и внешними миграциями условны. Все зависит от уровня таксономии: то, что является внешней миграцией для одного таксона, выступает внутренней миграцией для другого.  Стало быть, к внешним миграциям могут быть отнесены и те, которые совершаются внутри страны (напр., межобластные), и те, которые осуществляются между странами. Межгосударственные миграции обычно называют международными, что этимологически не совсем точно, т.к. понятия «страна» и «народ» часто не совпадают. Но формирование терминов часто совершается вне этимологического пространства. Да и их изменение не меняет существа явлений. Выбор терминов – это дело вкуса.

       Рассматривая миграцию в широком значении этого слова, к межгосударственным миграциям относят не только выезды насовсем, но и деловые, рекреационные поездки, туризм, трудовые внешние миграции, «челночные» операции и др. И в этом смысле отличительный признак межгосударственной (внешней) и внутригосударственной (внутренней) миграции – пересечение границы: государственной, если речь идет о межгосударственной миграции, или административной, если рассматривается межрайонная  миграция в рамках одного и того же государства (в России – межобластная, межреспубликанская и межокружная).

        Если обратиться к миграции в узком значении этого слова, т.е. к миграции как переселению, то одного пересечения границы для характеристики этого вида миграции не достаточно. В  межтерриториальных миграциях еще одним признаком выступает смена постоянного места жительства. Причем должны присутствовать оба признака. В межгосударственных миграциях, составляющих постоянный вид, наряду с пересечением, но теперь уже государственной границы, необходима смена гражданства, независимо от того, сколько времени затрачивается на эту процедуру. Эта миграция потому и называется безвозвратной, что она совершается, как правило,  насовсем.

       Тот факт, что мигрант пересек государственную границу как турист или в деловых целях, а затем решил сменить гражданство, не меняет сути дела, т.к. между разными видами миграции (постоянной, временной, маятниковой и эпизодической) нет «китайской стены», одни из них способствуют развитию других. Один вид миграции может превращаться в другой  или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграции порой бывают предшественниками безвозвратной миграции, так как они создают условия  для выбора возможного постоянного места жительства.

       Но не только отдельные виды миграции при определенных условиях трансформируются друг в друга. Межгосударственные миграции  могут, и это было в истории многих стран, включая и Россию, превращаться во внутригосударственные, т.е. внутренние миграции. В свою очередь внутренние миграции, что еще недавно происходило в ряде стран, становились межгосударственными миграциями. Оба эти  процесса имели место и в  истории миграционного взаимодействия  государств, возникших в начале 90-х годов ХХ века на постсоветском пространстве.

            С распадом Советского Союза началось мучительное преобразование межреспубликанской миграции населения в межгосударственный миграционный обмен, трансформация одного типа миграции   (внутренней, т.е. перемещения населения между союзными республиками) в другой тип (внешнюю, т.е. перемещения между государствами). Классификация миграции, в которой внутренняя и внешняя миграции выделены в качестве типов, а не видов или форм, была предложена нами еще в середине 70-х годов, исходя из того, что тип характеризует не одну и ту же, а разные сущности.   Внутренняя миграция всего лишь вносит изменения в расселение одной и  той же совокупности людей в рамках государства, тогда как внешняя, межгосударственная – не только увеличивает или уменьшает  численность одной совокупности людей в обмене с другими совокупностями,  но и изменяет гражданский статус тех, кто участвует в этих перемещениях. Более того, попадая в новое правовое поле, сосуществуя с новой общностью  людей, обладающих  иным менталитетом, у мигранта постепенно изменяются многие характеристики его социального поведения.

       Стало быть, с миграцией  в другое государство и последующим изменением гражданства связано  такое явление как интеграция мигрантов, явление отличное от процесса приживаемости и её компонента – адаптации мигрантов, свойственных внутренним переселениям. Так, в структуре адаптации мигрантов к новой среде (социально-демографической, поселенной и географической) для иммигрантов добавляется такой элемент как «вживание» в новый  социум: правовой, этнический, конфессиональный и др. Все это условно можно назвать «страновым» менталитетом. В структуре обустройства (второй компонент приживаемости) также имеются новые, неизвестные для внутренних мигрантов, элементы, такие, напр., как получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданство и права на трудоустройство. Таким образом, интеграция – это более объемный, более содержательный процесс, чем приживаемость и относящийся не к внутренним мигрантам,  а к  иммигрантам.

          Изменение на постсоветском пространстве типа миграции, т.е. внутренней (межреспубликанской) на внешнюю (межгосударственную), сопровождалось падением объемов и интенсивности миграционных потоков, трансформацией их структуры и направленности. Изменился и  характер влияния нынешнего  миграционного обмена населением между государствами нового зарубежья на их демографическое и социально-экономическое развитие, относительно того, что было в советский период и даже  в первой половине 90-х годов.

         Экономическое развитие большинства государств нового зарубежья в советские годы во многом определялось переселением населения, особенно его квалифицированной части, в отсталые в прошлом регионы Российской империи. В советские годы индустриализация и урбанизация  преобладающей части союзных республик  опиралась на экономическую помощь более развитых частей государства, на их трудовой потенциал.    Весь период совместной жизни народов, создавших в 90-е годы ХХ в. свои государства, ничто не мешало их миграционному обмену в рамках единого государства.  В этом историческом круговороте проходило многократное перемещение, прежде всего, восточнославянских народов по территории Украины, Белоруссии, Европейской России, Казахстана, Средней Азии и т.д. Они смешивались с другими, населявшими эти земли народами и теми, кто приходил туда с различными целями. Почти всё ХХ столетие эти народы жили как единая семья. Этому не мешало их языково-культурное разнообразие. Вместе с тем, с этим связано и то, что с развалом Советского Союза за пределами бывших союзных республик оказались многие миллионы их титульных народов до этого проживавших в едином государстве.

         Особенно много оказалось за пределами России русских. По данным последней Всесоюзной переписи населения 1989г. в новом зарубежье, вне исторической родины – России, осталось 25.3 млн. русских (21.1%), а вместе с другими коренными для неё народами – примерно 28 млн. или свыше 15%  её  титульного населения. За пределами исторической родины – Украины оказалось 6.8 млн. украинцев (15.4% всех украинцев, проживавших в СССР), 2.1 млн. белорусов (21%), 1.6 млн. казахов (20%), 1.5 млн. армян (32.6%)  т.д.

          Этим, по сути, объясняется то, что все годы независимого существования бывших союзных республик, между ними совершался с разной интенсивностью  миграционный обмен с этнической доминантой. Наибольшие масштабы этого обмена приходятся на Россию и Украину. В общем миграционном обороте России с 1989 по 2004гг, доля Украины превысила 30.7%. Столько же приходится на Украину и в миграционном обороте русских. В числе прибывшего и выбывшего из России титульного для стран нового зарубежья населения, доля Украины превышает 50%. На долю Казахстана приходится 23.4%   миграционного оборота с Россией, Средней Азии – 20%, Закавказья – 12.4%, Беларуси – 5.9% и т.д.

         Миграционный обмен миллионами человек за прошедшие 15 лет способствовал росту численности населения (или компенсации его естественной убыли) в одних странах и сокращению – в других, возвращению в родные места лиц, переселявшихся в новые для них районы по разным причинам, в первую очередь – экономическим.    В это же время оставшиеся, соотечественники для стран выхода, в частности русские за пределами России, украинцы – за пределами Украины, белорусы за пределами Беларуси, армяне за пределами Армении и др., в этот период проходили, еще не завершившийся до сих пор, трудный процесс интеграции, т.е. обустройстве и адаптации не только в регионе, оторванном теперь от «малой» родины, но и в ином для их этнического самосознания социуме.

       Трансформация внутренней миграции во внешнюю, межреспубликанской в межгосударственную сопровождалась, как уже было сказано, резким сокращением объемов и интенсивности территориальных перемещений населения. Этим современные миграционные процессы существенно отличаются от того, что происходило в советские, особенно  в послевоенные годы, когда росла, не только миграционная подвижность населения, но и увеличивались  масштабы и интенсивность миграции. По данным В.И. Моисеенко в 1940г. один житель в СССР делал в год 12.1 различных поездок, тогда как 1981г. – 21.5.   Но уже в годы реформ объем и интенсивность миграции стали снижаться, на что первыми обратили внимание И.Б. Орлова, Ж.А. Зайончковская и др. В 1990г. в России объем миграции был меньше, чем в прежние годы на 20-25%,  в 1993г. он сократился еще на 30%. В 2000г. численность мигрантов по прибытию уменьшилась по сравнению с 1993г. на 1.2 млн. человек. (1.с.42 ) 

       Сокращение масштабов миграции свойственно не только России, но и, по сути, всем странам нового зарубежья. В 2003г. по сравнению с 1991г., т.е. за 12 лет миграционный оборот в Беларуси и Казахстане уменьшился в 1.7 раза, в России и Украине – в 2.3 раза, Кыргыстане – в 2.8 раза, Армении – в 4.6 раза и Азербайджане – в 7 раз.  По отношению к 1991г. миграционный оборот сократился в 1995г. в Таджикистане в 1.6 раза, в 1996г. в Молдове – в  2.7 раза, в 1998г. в Узбекистане – в 2.3 и в Грузии – в 8.6 раза и  в 1999г. в Туркмении – в 2.3 раза. (2. с.110)   

       Другая особенность трансформации внутренней миграции во внешнюю состоит  в изменении  «географической» структуры миграционных потоков: в увеличении доли внутригосударственных переселений и снижении удельного веса межгосударственных миграций (табл. I).

Таблица I

Доля внутренней миграции во всем миграционном обороте, в %    

Страны

1991г.

2003г.

Отношение  доли ВВП к удельному весу населения (2003г., все страны -100%)*****

Россия

71.8

94.8

1.48

Украина

62.2

93.3

0.52

Беларусь

64.3

93.0

0.86

Грузия

52.5

88.4*

0.39

Азербайджан

46.9

83.6

0.45

Казахстан

65.1

80.7

1.0

Узбекистан

59.6

79.9*

0.2

Туркмения

59.8

76.5**

0.69

Кыргыстан

59.1

75.6

0.17

Молдова

54.7

64.4***

0.2

Армения

47.5

58.1

0.45

Таджикистан

56.9

55.4****

0.19

*1998г., **1999г., ***1996г. и ****1995г, *****В 1996г. ВВП на душу населения в России составлял 6742 долл. США, в Беларуси – 5166 долл. И в Украине – 3325 долл., т. По отношению к Украине в Беларуси был выше в 1.5 раза, а в России – в 2 раза.(3. с.778)

             В верхней части таблицы расположились государства с наиболее высокой долей внутренней миграции во всем миграционном обороте и у этих же стран наиболее благополучная  социально-экономическая ситуация: удельный вес внутренней миграции в России, Украине и Беларуси – 93-95% и наиболее высокое превышение доли ВВП  удельного веса населения. Срединное положение занимают страны с долей внутренней миграции от 80 до 90% и у них в такой же мере доля ВВП превышает долю численности населения. Хуже всего экономическое положение у стран, расположившихся в нижней части таблицы, у которых наиболее низкая доля внутренней миграции во всем миграционном обороте. Из этих стран население, притом не только русскоговорящее, мигрирует в Россию, Беларусь и Украину. Инверсия в соотношениях между долей внутренней миграции и экономическим положением в Туркмении  и Узбекистане  искажена политическими факторами. Это же, только с иной направленностью, относится и к Таджикистану, где доля внутренней миграции даже снизилась вследствие повышенной эмиграции.

         Увеличение  во всех странах (исключение – Таджикистан, данные до 1995г.) доли внутренней миграции и сокращение соответственно доли внешней миграции – их общая черта, как и то, что произошло это во всех странах одинаково как в связи с уменьшением объемов внутренних перемещений, так и со снижением масштабов эмиграции. Так, в 2003г. по сравнению с 1991г. в Украине объем внутреннего миграционного оборота сократился  в 2.3 раза, а  суммарные масштабы  иммиграции и эмиграции уменьшились почти в 15 раз; в Армении цифры соответственно составили 3.7 и  6.6 раза; в Азербайджане – 3.9 и  18.3 раза; в Беларуси в 1.2 и 6.1 раза;  в Казахстане 1.4 и 5.7 и т.д.    

          Особенностью трансформационных процессов в 90-е годы было нарушение  параллельности между прямыми и обратными  миграционными потоками, их этнического однообразия. Значительным масштабам перемещения в одну сторону противостояли существенно меньшие объемы перемещения в другую сторону. Происходило это  в связи с изменением значимости факторов в их общей структуре, возрастания в ней  роли политической составляющей при временном сокращении экономической доминанты. Все это сопровождалось   этническими различиями во встречных потоках. В отличие  от выбывающего населения  в  прибывающем   возросла доля титульных народов для  страны приема (табл. II).

        По результативности миграционных связей, как русских, так и титульных народов все государства можно распределить на три группы: государства, с которыми у России продолжался нормальный миграционный обмен, близкий к тому, что был и в советское время. Это – Украина и Беларусь, причем последняя в итоге за  истекшие годы больше получила мигрантов из России, чем отдала ей. И это при том, что ВВП на душу населения в Беларуси ниже, чем в России примерно на 40%, хотя и выше, чем в Украине в 1.7 раза. КРМС по титульным народам этих трех стран находились на уровне близком к балансу: от 729 русских выбывавших в расчете на каждую тысячу прибывших из Украины до 1153 белорусов, выбывавших из России взамен тысяче прибывших из  Беларуси.   

Таблица II

На тысячу прибывших в Россию выбыло обратно в 1989-2003гг.*

Государства

Все население

Русские

Титульные народы

Украина

836

729

1022

Казахстан

303

262

1072

Беларусь

1038

959

1153

Молдова

641

439

966

Узбекистан

225

169

916

Кыргызстан

276

229

1217

Таджикистан

146

112

313

Туркмения

280

171

1121

Литва

390

284

1541

Латвия

246

226

1187

Эстония

274

252

1167

Азербайджан

303

118

677

Грузия

187

124

456

Армения

211

199

219

*Этот показатель называется КРМС – коэффициент результативности миграционных связей. Если он больше 1000, то это свидетельство потерь населения, если меньше – то часть  прибывающих остается в месте вселения. КРМС в 200 или 300 говорят о высокой результативности миграционного обмена для данной страны, в нашем случае – для России.

           Вторая группа государств (Казахстан, Кыргызстан, Туркмения и все страны Балтии) характеризуется тем, что КРМС по титульным народам, выбывавшим  из России, был больше 1000, тогда как по русским  не превышал 300. Наконец, в третью группу государств выбывало из России и русских и титульных народов меньше 1000, причем  армян в Армению возвращалось на тысячу прибывших в Россию 313,  соответственно таджиков – даже 219.

       Таким образом, в 90-е годы параллельность миграционных потоков нарушалась в основном тем, что масштабному прибытию титульных для страны вселения мигрантов противостояло выбытие не титульных для неё народов. Особенно это было характерно большим по числу жителей странам, за границами которых оставалась значительная численность их титульного населения. Так, Россия в результате специфического для 90-х годов (1989-2003гг.) миграционного обмена   с Украиной потеряла 17.3 тыс. украинцев,  но получила 351.6 тыс. русских, выбытие 7.4 тыс. казахов возместила  прибытием 1267.0 тыс. русских, но выбытие 23.8 тыс. белорусов смогла компенсировать лишь возвращением 8.8 тыс. русских, из  Средней Азии  получила  1090.6 тыс. русских и 31.1 тыс. человек из  её титульных народов,  то же из Закавказья:  Россия получила 393.8 тыс. русских и 244.6  тыс. титульных народов и из Прибалтики взамен 4.3 тыс. титульных народов в Россию вселилось  201.7 тыс. русских.

 Если исключить из миграционных потоков  лиц других национальностей, то окажется, что сальдо миграции русских, прибывших в Россию из государств нового  зарубежья превысило сальдо миграции  титульных народов для этих стран  в 64 раза (3380.9тыс. русских и   52.8 тыс. украинцев, казахов, белорусов и народов Балтии). Таков результат нарушения параллельности потоков в миграционном обмене, связанный не только с возвращением народов в свои исторические места, но с различием траекторий социально-экономического развития их государств. Своеобразный критерий, по которому можно судить об устойчивом, благополучном развитии страны, – это  положительное для неё  сальдо в  миграционном обмене с другими государствами. В контексте такого критерия среди постсоветских стран лишь две характеризуются  устойчивым потенциалом. Только Беларусь и Россия – имеют положительное сальдо миграционного обмена между постсоветскими странами.

          В результате различий в естественном движении населения разных национальностей, а также разнонаправленности этнических потоков в период  от последней советской переписи населения (1989г.) до переписей, проведенных уже в независимых государствах, произошли заметные сдвиги  в национальном составе населения стран, возникших на постсоветском пространстве (табл. III). 

Таблица III

Динамика титульного населения  и русских в государствах нового зарубежья, тыс. человек(2. с.116-117)

Страны нового зарубежья

Титульная национальность

Русские

1989г.

На дату новой переписи

1989г.

На дату новой переписи

Азербайджан*

5805

7205

392

142

Армения**

3084

3145

52

15

Беларусь

7905

8159

1342

1142

Грузия***

3787

3661

341

68

Казахстан*

6497

7985

6062

4480

Кыргызстан*

2230

3128

917

603

Молдова

2795

562

Россия***

-

-

119866

115869

Таджикистан****

3172

4898

388

68

Туркмения*****

2537

3402

334

299

Узбекистан

14142

1653

Украина**

37419

37542

11356

8334

*1999г., **2001г., ***2002г., ****2000г. и *****1995г.

                Численность русских сократилась во всех странах, включая и Россию и в этом её сходство с Грузией, но в Грузии сокращение титульной национальности во многом связано с  эмиграцией грузин, прежде всего, в Россию (в межпереписной период их численность в России  выросла со 131 до198 тыс. человек), тогда как в России – всецело результат естественной убыли населения. Во всех остальных странах, даже в Армении и Таджикистане, увеличивших численность своих  титульных народов, проживающих в России в 2 и 3 раза  (число первых в России повысилось соответственно  с 532 до 1130 тыс. и вторых – с 38 до 120 тыс. человек), численность и доля коренного населения возросла.

               Сокращение численности русских в России произошло, во-первых, на фоне их значительного миграционного прироста.   В течение 1989-2004гг. вернулось в Россию из нового зарубежья 5430 тыс. русских, но и свыше 2 млн. человек выбыли обратно, т.к. на исторической родине они столкнулись не только с материальными трудностями, но и с не благожелательным отношением к ним со стороны государства. Россия в те годы проводила миграционную политику, противоречащую её национальным интересам. Осуществляя миграционную политику, она не воспользовалась опытом Франции, Германии, Японии и некоторых других стран, переживших подобные ситуации. Стало быть, нынешняя численность русских возросла, прежде всего,  на 3.4 млн. мигрантов, прибывших в Россию из нового зарубежья после распада СССР.

       Во-вторых, она увеличилась не менее чем на 1.5 млн. человек из представителей тех украинцев, белорусов и некоторых других народов, у которых имеется русская «кровь». Подобные процессы происходили и в других странах, где русские становились украинцами, белорусами, казахами и т.д. По нашим расчетам в Украине примерно 1.8 млн. русских ныне приходится на тех, кто сменил свою национальную принадлежность. В Беларуси 187 тыс., возможно чуть меньше, русских  идентифицировали себя, скорее всего, белорусами. В Казахстане примерно 450 тыс. русских, скорее всего, растворились среди казахского населения. В Грузии  несколько десятков тысяч русских «исчезли», так как их общее сокращение составило больше, чем естественная убыль и миграционный отток за пределы страны.

       Благодаря тому, что часть, прежде всего, лиц славянской национальности, смешанных с русскими, указали во время переписи эту национальную принадлежность, а также вселению в Россию  мигрантов русской национальности, их численность  в межпереписной период сократилась лишь на 4 млн. человек. В ином случае сокращение численности русских с 1989г. по 2002г. составило бы  8.5-9 млн. человек.   В отличие от того, что произошло в России, в Украине, даже при более глубокой депопуляции, численность государствообразующего этноса не только не сократилась, но даже  возросла на 123 тыс. человек. Подобное произошло и в Беларуси, где численность белорусов с 1989 по 1999г.  увеличилась на 254 тыс. человек.

         За время самостоятельного существования бывших советских республик  во всех из них, за исключением России в населении  увеличилась  доля титульных народов (табл.IV).

Таблица IV

Изменение доли титульных народов в населении государств постсоветского пространства (в % ко всему населению)

Страны

1979г.

1989г.

Последняя перепись

Год проведения

Итоги

Азербайджан

78.1

82.7

1999

90.6

Армения  

89.7

93.3

2001

97.9

Беларусь

79.4

77.9

1999

81.2

Грузия

68.8

70.1

2002

83.8

Казахстан

36.0

39.7

1999

53.4

Кыргызстан

47.9

52.4

1999

64.9

Россия

82.6

81.5

2002

79.9

Таджикистан

58.3

62.3

2000

79.9

Туркмения

68.4

72.0

1995

77.0

Украина

73.6

72.7

2001

77.8

Литва

80.0

79.6

2001

81.6

Латвия

53.7

52.0

2000

57.7

Эстония

64.7

61.5

2000

67.9

 

       В одних государствах (все страны Средней Азии,  Казахстан и Азербайджан), процесс этот связан и со значительным оттоком из них славянского, прежде всего, русского населения,  и с  высоким  естественным приростом коренных жителей, тогда как в других (республики Балтии, Грузия, Армения) – исключительно с миграцией  лиц не титульных национальностей. В Украине сокращение численности русских, также как и в России сокращение численности украинцев – в существенной степени результат изменения ими своей национальной идентичности. Подобное имело место и в других государствах, но оно не было столь масштабным.

     Ныне на постсоветском пространстве в населении всех государств (исключение – Россия) доля титульных народов заметно выше, чем в последние годы их совместной жизни в рамках Советского Союза. В числе наиболее мононациональных государств теперь находятся наряду с Арменией также Азербайджан, Грузия, Литва и Беларусь. Россия оказалась единственным государством, в котором не только сократилась и притом существенно и численность  русских  и их доля во всем населении, но и  одновременно  возросла  численность и доля тех народов, откуда  исход русских был наиболее интенсивным.

          Особенно интенсивно совершается этническая концентрация кавказских народов,  процесс этот, по сути, близок к завершению. На фоне снижения доли русских и других народов в населении Азербайджана доля азербайджанцев составляет 90.6% (82.7% -в 1989г.), в населении Армении доля армян – 97,9% (93.2 –в 1989г.) и в населении Грузии доля грузин  83.8%  (70.1 – в 1989г.), а вместе с армянами и азербайджанцами – 96% против  83.9% в 1989г.

          Итак, на постсоветском пространстве завершается процесс формирования государств с мононациональным населением. Это происходит в результате  этнического своеобразия миграционных процессов, в частности,  выдавливания за пределы государств  не титульных для них  народов и возвращения  на историческую родину соотечественников, а также массового изменения этнической принадлежности не титульным населением, имеющим «смешанную кровь». В ряде государств этот процесс интенсифицируется значительным естественным приростом коренного населения. Лишь в России, несмотря на многомиллионный приток  мигрантов – соотечественников и пополнения её населения  лицами, сменившими национальную принадлежность, произошло сокращение доли и  численности коренных жителей. Причина – в глубокой депопуляции, особенно среди русского населения.   

                        

                                           ЛИТЕРАТУРА  

1. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). М.2003.

2. Содружество независимых государств в 2003 году. Стат.ежегодник. М.2004.

3.Российский статистический ежегодник. Стат. Сборник 2005.М.2006.



содержание
следущая страница