k
главная страница демография
миграция
население регионов статьи в журналах учебная литература афоризмы
фото




ТРАНСФОРМАЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

РАЗДЕЛ 2

МИГРАЦИОННЫЙ ОБМЕН  МЕЖДУ РОССИЕЙ И БЕЛАРУСЬЮ  И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ


предыдущая страница
содержание
следущая страница

 

ГЛАВА 2

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЕЛАРУСИ И РОССИИ НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ

2.1 Особенности миграционных процессов между Беларусью и Россией в постсоветское время

Изначальным условием человеческой жизни является вы­бор места проживания, определяемый сово­купным взаимодействием объективных и субъективных факторов. Если условия не отвечают требованиям приемлемого, качественного и безопасного проживания, люди стремятся переменить место жительства. Это особенно проявляется в переломные периоды истории.

Для Беларуси, России и Украины началом такого периода многие считают крупномасштабную техногенную катастрофу на Чернобыльской АЭС (1986г.). В начале 1990-х гг. эко­логическая составляющая в общественном сознании народов Беларуси и России отошла на второй план, будучи вытесненной развалом Советского Союза, образованием на его пространстве 15 новых государств, кризисом их экономик и форсирован­ной трансформацией общественных отношений. Все это вызвало небывалые, подчас трагические миграционные процессы, перевернуло все миграционное поле на постсоветском пространстве.

В миграционных процессах, отражается привлекательность той или иной страны в глазах окружающего ее населения. Миграция является также своеобразным критерием устойчивого и качественного развития страны, если в ее миграционном обмене с другими странами наблюдается положительное миграционное сальдо. В контексте такого критерия среди постсоветских стран Республика Бе­ларусь и Россия характеризуются значительным и устойчивым потенциалом. Только эти два государства среди бывших советских республик имеют положительное сальдо миграции (табл.2.2.1). В миграционном обмене между собой за 1990-е гг. Беларусь (за исключением 1994 и 1995 гг.) имела положительный баланс.

Таблица 2.2.1

Межгосударственная миграция населения стран Содружества за 1991-2000 гг. (тыс. чел.)

Государства

Численность  населения на начало 2001 г.

Число прибывших в страну

Число выбывших из страны

Миграционный оборот

Сальдо миграции

На 1000  прибывших выбыло

Интенсивность по оборо-ту (в%)

Эффективность миграции (сальдо в % к обороту)

Азербайджан

8,1

161

279

440

-118

173

5,4

26,8

Армения

3,8

89

156

245

-67

175

6,4

27,3

Беларусь

10,0

635

423

1058

212

67

10,6

20,0

Грузия

4,9

50

50

1,0

Казахстан

14,8

834

2801

3635

-1967

336

24,6

54,1

Кыргызстан

4,9

186

541

727

-355

291

14,8

48,8

Молдова*

3,6

200

300

500

-100

150

13,9

20,0

Россия

144,8

8395

4410

12805

3985

53

8,8

31,1

Таджикистан*

6,2

70

400

470

-330

571

7,6

70

Туркменистан*

4,8

120

190

310

-70

158

6,5

2

Узбекистан*

24,9

400

1000

1400

-600

250

5,6

42

Украина*

49,0

2054

2300

4354

-246

112

8,9

5,6

* Оценка Статкомитета СНГ

За период начиная с 1993г., когда в Беларуси была впервые зафиксирована естественная убыль и началось снижение численности населения, положительное сальдо миграции (120,1 тыс. человек за 90-е годы) частично возмещало потери населения.

Миграционные процессы, особенно в начале 90-х годов на постсоветском пространстве были во многом порождены межнациональ­ными конфликтами, обернувшимися массовыми трагедиями для многих на­родов бывшего СССР. Этнические, конфессиональные, военные, политические и иного характера конфликты в новых неза­висимых государствах постсоветского пространства, экономический спад привели к исходу из бывших советских республик граждан не титульной национальности. Этнические белорусы, кото­рых в этих странах по материалам последней переписи советского периода насчитывалось 2,1 млн. человек начали интенсивно переселяться в Бе­ларусь, а также Россию и другие более спокойные места.

Миграционная статистика всех стран постсоветского пространства фиксировала преобладание в них оттока на­селения в Беларусь и Россию над притоком. Между собой же Беларусь и Россия на протяжении всех 90-х годов имели небольшой положительный миграционный баланс в пользу первой.  А.Г. Злотников (30, с. 5), анализировавший эту проблему установил, что  за 1991-2002 гг. из России в Бе­ларусь прибыло 327,5 тыс. человек. По данным российской статистики эта цифра составила 316,5 тыс.  (табл.2.2.2). Некоторое расхождение (поряд­ка 3,5 %) вполне нормально, учитывая трудности учета в современных условиях и то, что предположение куда выбывает человек (запись в листке убытия) и действительное место прибытия не всегда совпадают (24). В отношении данных белорусской и российской статистики о численности выбывших из Беларуси в Россию от­клонения значительны – 33 %. В Россию прибыло из Беларуси по рос­сийским данным – 285,6 тыс. человек, по белорусским данным выбыло из Беларуси – 214,7 тыс., т.е. существенно меньше.

За период с начала 1990-х гг. в числе прибывшего в Беларусь населения из бывших советских республик доля России составила 57,8%. Основной приток мигрантов из России и из новых независимых государств бывшего СССР в Беларусь пришелся на 1991-1993 гг. соответственно – 59,0% и – 58,8%. Во многих постсоветских странах в этот период наблюдался, как указывалось выше, наибольший разгул националистических страстей, население к новой ситуации еще не адаптировалось, что привело к вынужденному переселению лиц некоренной национальности, главным образом русскоязычного населения.

Таблица 2.2.2

Миграционный обмен населением между Беларусью и Россией за 1990-2002 гг. по материалам национального статистического учета, тыс. человек*

Годы

Белорусские данные

Российские данные

Прибыло в Беларусь

Выбыло из Беларуси

Выбыло в Беларусь

Прибыло из Беларуси

1990

59,8

73,1

-

-         

1991

58,5

40,0

50,3

45,6

1992

63,4

32,9

57,3

36,2

1993

46,7

33,6

46,1

34,7

1994

28,6

39,3

27,8

43,4

1995

20,3

20,6

25,2

35,3

1996

18,1

10,6

22,0

23,9

1997

17,4

7,2

18,9

17,6

1998

18,6

5,7

19,0

13,8

1999

18,4

5,3

19,0

11,5

2000

14,4

5,9

13,0

10,3

2001

13,0

6,8

9,1

6,5

2002

10,1

7,1

8,8

6,8

1991-2002

327,5

214,7

316,5

285,6

           *(30, с. 5)

 В последующем уровень миграционного притока в Беларусь из России и бывших советских республик заметно снизился – до 17-19% к уровню 1991-1994 гг. О миграционном обмене Беларуси с федеральными округами России можно судить по данным таблицы 2.2.3.

Беларусь имеет положительное сальдо миграционного об­мена со всеми федеральными округами Российской Федерации. В Центральном федеральном округе в восьми областях  миграционный обмен сложился в пользу Беларуси, а в десяти – в пользу России. На все остальные федеральные округа приходится только восемь областей Рос­сии, имеющих положительное сальдо миграционного обмена с Беларусью.

Таблица 2.2.3

Миграционный обмен между федеральными округами Российской Федерации и Беларусью за 2002г., человек*

Федеральный округ

Прибыло в РФ

Выбыло из РФ

Прирост (+, -)

Центральный

2562

2284

+ 284

Северо-Западный

1557

2035

-478

Южный

664

1104

-440

Приволжский

622

910

-288

Уральский

676

927

-251

Сибирский

452

872

-420

Дальневосточный

308

697

-389

Всего по РФ

6841

8829

-1988

                *(34)

 В разрезе отдельных областей, краев и республик Российской Федера­ции Беларусь имеет наибольшее положительное миграционное сальдо по Центральному федеральному округу: со Смоленской (213 человек) и Брянской (134) областями; по Северо-Западному федеральному округу: с Мур­манской областью (257), Республикой Коми (162), Псковской (95) и Калининградской (26) областями; по Южному федеральному округу: со Ставропольским краем (116), Ростовской областью (87) и Краснодарским краем (67); по Приволжскому федеральному округу: с Саратовской (54), Оренбургской (46) и Ульяновской (39) об­ластями; по Уральскому федеральному округу: с Тюменской областью (172), в том числе с Ханты-Мансийским автономным округом (114) и Ямало-Ненецким автономным округом (52), и со Свердловской обла­стью (101); по Сибирскому федеральному округу: с Омской областью (77), Красноярским краем (74) и с Читинской областью (63); по Дальневосточному федеральному округу: с Хабаровским краем (99), с Амурской (77), Магаданской (53), Камчатской (52)  областями и Приморским краем (5).

Из восемнадцати регионов России, имеющих положительное сальдо миграционного обмена с Беларусью, выделяются большей величиной в Центральном федеральном округе Московская область (337 человек) и Москва (247); в Северо-Западном федеральном округе – Ленинградская область (53), Республика Карелия (34) и Санкт-Петербург (18). Из регио­нов восточной части России наибольшее положительное сальдо имеет Чу­котский автономный округ (11). Из 8829 человек, выбывших из России в Беларусь в 2002г., белорусов оказалось 2432, или 27,5% всего этнического миграционного объема. Всего же из России в этом году выехало за ее пределы 2869 лиц белорусской национальности, прибыл в Россию 2821 белорус (30, с. 7-8), т. е. в ми­грационном движении белорусов из России преимущественное направле­ние (84,8%) составляет белорусский вектор (табл. 2.2.4). Следует отметить, что удельный вес притока белорусов в общем числе прибывших в Беларусь из других новых независимых постсоветских государств несколько ниже в сравнении с движением белорусов из России в Беларусь, хотя наи­больший показатель зафиксирован в начале 1990-х гг., когда удельный вес мигрантов белорусов составлял  75%.

Таблица 2.2.4

Распределение в 2002 г. мигрантов белорусов между Россией и другими странами, человек*

Страны прибытия (выбытия)

Прибывшие в Россию

Выбывшие из России

Беларусь

1674

2432

Закавказье

31

12

Казахстан

611

94

Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения

147

8

Молдавия

43

9

Страны Балтии

56

10

Украина

240

162

                 *(34)

 В результате в России диаспора белорусов значительно уменьшилась. Если по переписи 1989г. белорусов в России проживало 1206,2 тыс. человек, или 0,82% всей численности населения России, и белорусы занимали шестое место в национальной ее структуре, то по материалам российской переписи населения 2002г., чис­ленность белорусов в населении России за 13 лет сократилась до 814,7 тыс. или до 0,56% в ее этнической структуре, что значительно мень­ше численности и доли согласно послевоенной переписи 1959г. Белорусы ныне за­нимают девятую позицию среди народов, насе­ляющих Российскую Федерацию.

В Беларуси численность русских достигала наибольшего значения в 1989 году – 1342 тыс. человек или 13,2% во всем населении. Она к 1999 переписному году уменьшилась до 1141 тыс. человек и составила в этнической структуре 11,4%. Но в обоих случаях русские в Беларуси занимали по численности и удельному весу второе место, далеко опережая следующих за ними поляков и украинцев (соответственно 3,9 и 2,4%). Между последними переписями в Беларуси абсолютно и относительно уменьшились все этнические группы, кроме немцев, численность которых возросла с 3517 до 4805 человека.

В тоже время нельзя не отметить следующее. По данным, переписи населения 1999г. в Беларуси удельный вес белорусов по сравнению с переписью 1989 года увеличился с 77,9 до 81,2%. Этому, в частности, способствовало этническое доминирование в иммиграции белорусов. Уменьшение численности и доли белорусов в России и русских в Беларуси мы не склонны, однако, относить лишь за счет миграции. Нам кажется, что многие русские в Беларуси, сменив гражданство в эпоху обретения суверенитетов, записались белорусами, тем более записали так своих детей, особенно в русско-белорусских семьях и, наоборот, оставшиеся в России белорусы поступили аналогичным образом (масштабы изменения национальной принадлежности рассматривались в первом разделе).

Поскольку население России во много раз превышает численность насе­ления других новых независимых государств, в каждом из них, в том числе и Беларуси, миграционный оборот с Россией наиболее значим. Но если проанализировать тенденции миграции на основе пока­зателя миграционной интенсивности – количества убывающих в расчете на 10 тыс. населения страны, то наибольшая величина за 1991-2002 гг. прихо­дится на страны Балтии – 69,4 человека, далее следуют Казахстан – 29,0, Россия – 22,6, Молдова – 19,1, Украина – 18,1, стра­ны Закавказья – 12,2, Средней Азии – 6,9. Из стран Балтии, общая численность населения которых составляет 7,5 млн. человек, за 1991-2002 гг. в Беларусь выбыло 52,2 тыс., а из Казахстана, численность на­селения которого в 2 раза больше, выехало 43,1 тыс. (30, с.8). Эти сравнительные показатели  позволяют точнее скорректировать тенденции миграционного обмена между странами постсоветского пространства, оценить их глубину и силу.

Если рассматривать миграционные связи России с регионами Беларуси,  то наиболее интенсивный российский миграционный обмен приходится на Гомельскую область. В Гомельскую область в 1999-2000 гг. прибыло на постоянное место жительства 9783 человек. Брестская об­ласть имеет второй показатель по прибытию мигрантов из России. На эти две области Беларуси приходит­ся свыше 40% российского миграционного прироста Беларуси (30, с.9). Видимо сказывается специфика област­ных центров этих областей. Брест является пограничным с дальним зару­бежьем городом и потому притягивает многих россиян в качестве места жительства и транзита. В свою очередь быстро развивавшийся Гомель, располо­женный в сорока километрах от менее развитого брянского региона, все послевоенное время был центром притяжения его населения. Остается он таким и сегодня.

 Процесс миграции нельзя оценивать однозначно. В нем переплетено множество как позитивных, так и негативных факторов. Одним из позитивов миграции является то, что она в Беларуси и в еще большей мере в России высту­пает в какой-то мере альтернативой уменьшения рождаемости. Однако позитив миграционного роста существенно ограничен проблемами занятости, недостатком рабочих мест высокого социального статуса, отсутствием денежных средств, для решения жилищных вопросов.

Существенным тормозом в развитии  миграционных процессов выступает то, что  существующие механизмы, регулирующие миграцию в Беларуси и России, в значительной степени унаследованы от совет­ского периода, лежащей в их основе разрешительной политике, устаревшие по отношению к сегодняшнему времени миграционные нормы и правила. Возможно они были адекватны той эпохе. Но в условиях формирования социально ориентированных демократических правовых государств запретительные меры в миграционной сфере выглядят нонсенсом, создают часто неоправданные проблемы для значительного числа людей, негативно воздействуют на их жизнь и судьбы.

Неоправданные ограничения мешают выработке адекват­ной конкретным социально-экономическим процессам политики в области миграции. Анализируя миграционные процессы нельзя не признать, что в условиях Беларуси и России миграция лишь смягчает неблагоприятную демографическую и экономическую ситуации вместо того, чтобы позитивно и эффективно на них воздействовать. Це­лью миграционной политики Беларуси, как и России, должно быть поощрение необходимого иммиграционного притока, притока мигрантов определенного образовательного и квалификационного качества.

В России и Беларуси все больше зреет понимание важности стимулиро­вания миграции как одного из существенных ресурсов демографического и социально-экономического развития, и в тоже время осознание необходимости обеспечения защиты национальных интересов государства от негативных последствий этого процесса. Необходимо существенное совершенствование стимулирующей иммиграционной политики. Нужна не разрешительная, а заявительная система легализации проживания мигрантов. Конечно, без  крайностей беспредельной либерализации и вседозволенности.   

 Необ­ходимо проводить активную и одновременно селективную политику по от­ношению к различным социально-демографическим группам мигрантов, взяв за образец  опыт наиболее успешных в этом деле стран. Во-первых, должны получить преференции все граждане белорусской, русской и украинской нацио­нальности и члены их семей, может быть, и без установления стажа прожи­вания для получения гражданства. Наверное, это следует распространить и на другие страны СНГ. Во-вторых, более мягкая политика должна проводиться и в отношении граждан стран, которые имеют родственников в Беларуси. Кроме того, для некоторых категорий лиц можно сократить срок проживания в стране для получения гражданства, тем более что такая практика включая «амнистии» и легализации незакон­ных мигрантов, прошла проверку и заслужила доверие в продвинутых странах.

Миграционная политика должна быть стратегически выверенной и в тоже время тактически гибкой, мобильной и учитывать сложившие реалии и перспективы, предвидеть возможные проблемы и противоречия между демографически­ми и социально-экономическими интересами страны, между коренным и прибывшим населением, знать способы их решения. С такими противоречиями и конфликтами Беларусь, Россия и Украина столкнулись, например, в постчернобыльский период, когда жилищные условия пе­реселенцев в ряде регионов решались в ущерб интересам местных жи­телей, отодвигая на длитель­ный срок для них перспективу получения жилья.

В деле научного обеспечения миграционной политики, отвечающей пер­спективным национальным интересам Беларуси и России, необходима серьезная и открытая информационная база о состоянии миграционных процессов в их странах и за рубежом. В настоящее время оценки в отношении состояния и тенденций миграции даже внутри стран нередко противоположны и различны. Необходим также отказ от упрощенного представления о сущности эмигра­ции и иммиграции в своей стране и других государствах. Зная, что вынуждает людей покидать прежние страны и регионы проживания, почему они избрали местом проживания именно данную страну и регион можно строить значительно более реалистичную и конкретную социально-экономическую политику.  



предыдущая страница
содержание
следущая страница