k
главная страница демография
миграция
население регионов статьи в журналах учебная литература афоризмы
фото




ТРАНСФОРМАЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

РАЗДЕЛ 2

МИГРАЦИОННЫЙ ОБМЕН  МЕЖДУ РОССИЕЙ И БЕЛАРУСЬЮ  И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ


предыдущая страница
содержание
следущая страница

 

2.2 Трудовые миграции Беларуси и России на  постсоветском пространстве

Массовая трудовая миграция – новое явление как для Беларуси и России, так и для остальных постсоветских стран. В отличие от миграции в СССР, имевшей отчетливо выраженный трудовой оттенок (переезд на работу всегда фигурировал среди основных причин смены места жительства), постсоветская трудовая миграция, не предполагает обязательной смены постоянного места жительства, по крайней мере, на первоначальном этапе  (15,  с. 4). В случае постсоветских трудовых миграций речь идет о заработках на стороне и о выезде на короткое время, причем выезд предполагает возвращение в страну исхода. В советское время тоже были распространены некоторые виды таких миграций – «сезонники», «отходники», «шабашники» и т.п., но они носили ограниченный характер и, главное, были внутри страны.

Переход к рынку, появившиеся возможности выезда за границу в сочетании с экономическим кризисом, массовыми потерями работы и падением уровня заработной платы привели к тому, что трудовая миграция стала главным способом заработка для миллионов жителей постсоветского пространства.

Согласно Конвенции о защите прав трудящихся – мигрантов и членов их семей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в апреле 1990г. термин «трудящийся мигрант» означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является» (21, с.33). К трудящимся мигрантам Конвенция относит также и мигрантов, работающих не по найму. «Термин «трудящийся, работающий не по найму» означает трудящегося мигранта, который занимается вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору найма и который обеспечивает за счет такой деятельности средства своего существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи, а также любого иного трудящегося-мигранта, признаваемого трудящимся, работающим не по найму, в соответствии с применяемым законодательством государства работы по найму или двусторонними или многосторонними соглашениями» (21, с.35). В начале 90-х годов удельный вес иностранной рабочей силы в таких странах, как Франция и Бельгия, составлял около 7%, Германия – 8%.

Трудовые миграции населения выражают, подобно барометру, происходящие в обществе социально-экономи­ческие процессы. О масштабах привлечения в Россию рабочей силы из стран СНГ в 90-е гг. ХХ столетия и самом начале ХХI столетия свидетельствует таблица 2.2.5.

Таблица 2.2.5

Численность привлечений в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы из  СНГ и  дальнего зарубежья в 1994-2001 гг. (человек)*

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Всего

в том числе:

129000

281081

292236

241488

242292

211361

213293

283728

Из стран СНГ:

70800

134423

145628

114044

111081

94720

108800

148629

Беларусь

5790

11123

10277

987

-

-

7

17

Молдова

3692

6713

9462

9881

10469

8619

11925

13302

Украина

55079

94242

98696

76636

73717

62856

64141

91917

Азербайджан

426

1331

2200

3183

4011

2826

3336

4415

Армения

1687

6092

7150

6893

7472

5167

5514

8457

Грузия

915

7015

8090

6659

6297

5214

5173

4972

Казахстан

1007

2069

2165

1816

1802

1662

2885

3606

Кыргызстан

142

695

1184

1259

728

549

871

1721

Таджикистан

572

1497

2027

3112

3296

4135

6210

10020

Туркменистан

16

99

305

382

324

281

204

134

Узбекистан

1474

3547

4108

3236

2965

3411

6091

10058

Страны Балтии

 

 

 

 

 

 

1831

4836

Из других стран:

58200

146658

146608

127444

131211

116641

102662

130278

Турция

39043

33186

35697

26708

17847

20915

Китай

24043

22227

23318

24256

26222

38611

Республики бывшей Югославии

18613

16864

14096

9771

8020

10187

КНДР

10416

9383

10110

8700

20137

 *Данные ФМС МВД РФ

 

В Республике Беларусь легитимный вид трудовой миграции после некоторой заминки, в связи с распадом Советского Союза, начиная со второй половины 90-х годов ушедшего столетия, посте­пенно наращивал свой потенциал. Официальная статистика, а также материалы социологических исследо­ваний, свидетельствуют о существенном росте масштабов законных трудовых миграций в Беларуси, как по въезду, так и по выезду. Так,  в 1999-2000 годы в Беларусь на работу по контракту прибыло 4004 человека против 225 человек в 1995 году и выбыло 8190 человек, что также вчетверо превышало уровень выбытия первой половины 90-х годов.

 В настоящее время трудовыми миграциями охвачены все области республики (табл.2.2.6). Наибольшее количество трудовых легальных мигрантов прибыло в Брестскую область из пригранич­ных районов Украины (73%), что было обусловлено  неодинаковой социально-экономической ситуацией Беларуси и Украины (в Украине последние 10 лет душевой валовой продукт на 1/3 ниже, чем в Беларуси), безвизовым режимом въезда в Беларусь, соседством стран. 15% прибывших на работу приходится на промышленно развитые регионы — Минск и Минскую область, некоторая часть работала на загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территориях, а также в традиционно нуждающейся в кадрах Витебской области. Из стран СНГ, кроме России и Украины, в Беларусь приезжают на работу гражда­не Молдовы и Армении. Из других стран  традиционно приезжают с торговыми целями вьетнамцы, тысячи которых работали на предприятиях Беларуси еще в советскую эпоху.

Таблица 2.2.6

Численность трудовых мигрантов в Беларуси в 1999-2000 годах

Области

 

 

Прибывшие на работу на основе официальных договоров

Выбывшие на работу на основе официальных договоров

Человек

%

Человек

%

Республика Беларусь, в том числе

4004

100

8190

100

Брестская обл.

2961

73

610

7

Витебская обл.

128

4

1137

14

Гомельская обл.

73

2

52

1

Гродненская обл.

155

5

106

2

г. Минск

293

7

5357

65

Минская обл.

327

8

2

Могилевекая обл.

67

1

926

11

 

Пото­ки выезжающих из Беларуси трудовых мигрантов направлены как в ближнее, так и в дальнее зарубежье, но, как и прежде, основной их поток направлен в Россию. За последние 6 лет в Россию вы­езжало по отдельно заключенным договорам, по оценке Л.Е. Тихоновой, в среднем за год 1,3-1,5 тыс. человек (33, с.169). В последнее время удельный вес этого потока в общих миграционных перемещениях значительно снизился (с 60% до 43%), тогда как поток в США и ряд других стран дальнего зарубежья увеличился.

Главное направление потоков трудовой  миграции из Беларуси в Россию приходилось в 90-х годах на Западную Сибирь – 80% трудовых мигрантов, Центральный район около 9%, остальные распределялись между Восточно-Сибирским, Северо-Кавказским и Се­верным районами России.

Среди выезжающих в Россию трудовых мигрантов преобладают ра­ботники массовых профессий преимущественно физического труда (94%), из них занятые на сельскохозяйственных работах составили 45%, в строительстве — 30%. Образовательный уро­вень выезжающих в Россию работников довольно высок: около 80% имеют среднее и среднеспециальное образование, 10% — высшее. 97% выехавших — мужчины. Трудовая миграция, связанная с умствен­ным трудом, составила лишь около 6%. В свою очередь, мигранты, приезжающие по договорам из России в Беларусь, также в своем большинстве заняты на работах, связанных с применением физического труда, — в строительстве и сельском хозяйстве (табл.2.2.7).

Таблица 2.2.7

Трудовая миграция из Беларуси в Россию и из России в Беларусь в 1995-2000 годы, человек

Потоки и занятия

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Всего выехало из Беларуси в Россию

1335

759

1306

2004

1492

1493

из них для работы, связанной пре­имущественно с применением:

 

 

 

 

 

 

физического труда

1335

753

1299

1908

1399

1326

умственного труда

3

5

96

93

167

Всего прибыло из России в Беларусь

19

21

71

88

70

52

из них для работы, связанной пре­имущественно с применением:

 

 

 

 

 

 

физического труда

3

7

4

16

10

31

умственного труда

16

14

67

72

60

21

 

Формирование общего рынка труда в рамках строительства Союзного государства и Программы совмест­ной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере, сближения уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России, языковая и этническая общность, семейные связи, традиции совместного проживания, географическая близость стран, реальная возможность найти работу, безвизовый ре­жим  способствуют дальнейшему росту трудовой миграции из Беларуси именно в Россию.

Анализ профессиональной структуры мигрантов, выезжающих в другие страны, свидетельствует, что она в 90-е годы ушедшего столетия повторяла струк­туру выезжающих в Россию. Около 92%  трудовых мигрантов выезжало на строительные и сельскохозяйственные работы (посадка и уборка уро­жая, разнорабочие на ферме и т.д.), на временные работы по благоуст­ройству территорий, на предприятия с тяжелыми  и вредными усло­виями труда, а также в сферу обслу­живания (работа в гостиницах уборщиками, посудомойками, прачка­ми, домработницами и т.д.). Большинство мигрантов, не­смотря на  достаточно высокое образование (среднее, среднеспециальное, а иногда и высшее), были заняты в принимающей стране преимущественно, не привлекатель­ными видами труда, как правило, не пользующимися спросом у местного населения. Трудовые легальные мигранты, занятые на выезде умственной деятельностью (преподаватели, медицинские работники, работники искусства и т.д.), составляют  немногим больше 8% их общей численности и выезжа­ли, главным образом, в Россию и США (табл. 2.2.8).

Анализ распределения трудовых мигрантов по возрасту, свидетельствует, что выезжают за границу люди более молодых возрастов, чем приезжают. Так, в 1999 году более по­ловины (57%) выехавших из Беларуси составили молодые люди до 24 лет, в то время как более трети прибывших — лица старше 40 лет (153, с.173), что вероятно связано с более интенсивной трансформацией социально-экономических процессов в России, а также в дальнем зарубежье, дающих молодежи больше возможностей для проявления своих качеств и удовлетворения своих потребностей.

Трудовая миграция на основе официальных договоров (контрактов), то есть ле­гальная, лишь верхушка миграционного айсберга, его незначительная  часть. Далеко не вся выездная деятельность осуществляется на ос­нове договоров и, следовательно, регистрируется органами статистики.

Таблица 2.2.8

Распределение трудовых мигрантов, выехавших из Беларуси на работу за границу, по странам следования и роду занятий в 2000 году, человек*

Страна следования

 

Выехало всего

 

В том числе на работы:

преимущественно умственного труда

Преимущественно физического труда

Всего

4886

407

4479

в том числе:

 

 

 

Россия

1493

165

1328

США

1438

60

1378

Украина

557

27

530

Узбекистан

477

7

470

Молдова

247

13

234

Чехия

134

-

134

Греция

77

2

75

 *(33, с.172)

 

Большинство трудовых иммигрантов и эмигрантов стран СНГ, включая Беларусь и Россию, рабо­тают без официального разрешения, а в страны дальнего зарубежья значительная часть мигрантов выезжает по туристической визе и трудоустраивается там самостоятельно. Установить точную цифру неза­конной трудовой миграции практически  невозможно, но путем социологических  опросов миграционных намерений населения можно сделать примерные оценки. Подобные оценки сделала Л.Е. Тихонова  по результатам многолетнего опроса. Эти данные приведены в таблице 2.2.9.   

Наиболее значительную долю среди респон­дентов составляли строители: от 30 до 50% (в зависимости от года регистрации). Из лиц строительных специальностей значительную группу представили высококвалифицированные каменщики — от 23 до 40% общей численности строителей. В основном они желали выехать на строительные работы в Россию, Украину, Чехию, Герма­нию, Польшу. Среди других профессий существенно представлены инженерно-технические работники, соглашавшиеся работать и не по специаль­ности. В большинстве своем они также предпочли бы работать в России.

Таблица 2.2.9

Численность и профессиональный состав потенциальных мигрантов за рубеж, человек*

Профессии

Зарегистрировано и внесено в базу данных

Телефонный опрос

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Всего опрошенных

316

412

408

256

240

180

Строительные специаль­ности, всего

127

136

142

120

125

90

из них:

 

 

 

 

 

 

инженер-строитель

20

35

16

10

20

25

Отделочник

5

-

8

13

-

4

Каменщик

55

56

50

35

50

21

Автокрановщик

5

1

-

6

4

3

Монтажник

12

11

22

5

-

-

Прораб-строитель

4

1

5

-

-

-

Сантехник

5

-

-

11

-

7

Прочие строительные профессии

27

31

41

39

51

28

Другие специальности:

 

 

 

 

 

 

Электронщик

15

5

14

3

5

5

инженер-механик

8

6

2

9

4

8

инженер-технолог

11

15

14

2

4

5

водитель автобуса

6

4

10

3

3

11

водитель трамвая

1

1

5

-

-

2

Повар

8

10

8

9

7

-

Медсестра

5

3

5

3

12

-

Артист

1

4

-

2

-

-

Милиционер

3

-

-

9

1

-

Тракторист

12

14

21

8

10

-

Тренер по плаванию

7

3

-

-

-

1

Фрезеровщик

27

13

-

13

15

12

Слесарь-сборщик

18

10

14

5

-

-

преподаватель в школе

30

35

4

-

-

-

Столяр

10

6

8

7

9

3

Плотник

13

4

8

-

-

3

Токарь

11

14

6

11

-

-

Бульдозерист

2

1

-

-

2

-

Прочие

43

128

147

52

33

40

* (33, с.174)

 

Небольшой контингент лиц интеллектуального труда — преподаватели, артисты, тренеры, инженерно-технические работники, элек­тронщики — ориентированы на работу как в ближнем, так и в дальнем зарубежье; главное для них — «приличный» заработок. Медсестры, как правило, настроены на работу домработницами, нянями в странах дальнего зарубежья. Кроме России, из стран СНГ существенен удельный вес в  потенциальных мигрантах принадлежит Украине – 7-8%. Из стран дальнего зарубежья предпочтение в основном оказывалось США и Израилю, из европейских государств – Польше, Чехии, Германии.

Анализ восьмилетней динамики   рейтинга государств, в которые желают выехать трудовые мигранты, свидетельствует, что в начале 90-х годов одной из наиболее привлекательных стран въезда была Польша, затем предпочтения сдвинулись в пользу Германии, Чехии, США. Но во все годы наибо­лее желанной страной для трудовых мигрантов, особенно для строите­лей, остается Россия. На работу в России ориентирована основная масса реальных и потенциальных трудовых мигрантов – более 50%. Здесь, как уже указывалось, большую роль играет общность языка, культурно-исторические традиций, близость территорий.

Работать за рубежом, в основном, стремят­ся люди в возрасте 21-29 лет. Значителен удельный вес среди потенциальных мигрантов имеют 30-40 летние, профессионально зрелые люди, знающие жизнь, имеющие семью, но из-за отсутствия соответствующей их квалификации работы, либо низкого заработка на родине вынужденные ис­кать работу за рубежом. Группа в возрасте 46 и более лет в миграционном отношении менее активна. Лица в возрасте 18-20 лет в таблице 2.2.10 представлены слабее, поскольку они в основ­ном выезжают по студенческим проектам (153, с.176). Удельный вес зарегистрированных и заполнивших анкету — мужчи­н составил более 90%.

Таблица 2.2.10

Распределение зарегистрированных трудовых мигрантов по возрастам в 1994-2000 годах, человек

Возраст, лет

1994-1995

1996

1997

1998

1999

2000

За весь период

Всего

в % к итогу

18-20

10

12

2

5

_

1

30

2

21-25

42

50

54

40

42

30

258

14

25-29

54

68

62

51

49

41

325

18

30-35

75

91

134

81

90

50

521

29

36-45

89

110

96

50

29

31

405

22

46-50

46

81

60

29

30

27

273

15

Итого:

316

412

408

256

240

180

1812

100

 

Главный мотив выезда  потенциальных мигрантов — желание за­работать и прокормить семью. Об этом свидетельствуют ответы респондентов. На вопрос: «Что привлекает Вас в работе за границей?», число ответов «Желание заработать» составило 82%, «повысить свой профессиональный уровень» — 7%, «видеть мир» – 5%, «испытать себя» — 4%, «изучить язык» — 2%. Такая мотивация не удивительна, поскольку около 80% на­селения страны в течении значительной части 90-х годов прошлого столетия находилась на грани бедности. Трудовая миграция, таким образом, являлась в большинстве своем способом выжива­ния в тяжелых экономических условиях.

Нематериальные мотивы в их общем количестве  составили 18%. В основном, инженерно-технические работники, препо­даватели, тренеры, электронщики считают, что работа за границей дает им возможность повысить не только благосостояние, но и вырасти профессионально, увидеть мир, испытать себя, изучить язык. Следует отметить, что по мере нормализации экономической ситуации роль нематериальных мотивов, хотя и медленно, но растет.

Одним из ключевых факторов решения проблем трудовой миграции является своевременная достоверная информация о воз­можности выезда в ту или иную страну, официальных требованиях этих стран,  их миграционных законодательствах. Главными информаторами в начале 90-х годов являлись сами люди, так называемый «беспроволочный телефон». Информация передавалась из «уст в уста» и зачастую являлась недостоверной или устаревшей.

О возможностях трудоустройства можно было узнать лишь в миграционных службах или из некоторых газет. Фирмы-посредники, зачастую из-за малых средств, рекламу о себе в периодической печати, а, тем более, на телевидении дать не могли. Кроме того, фирмы данного профиля, в ос­новном были сосредоточены в Минске. В областных центрах, а, тем более, в районных, их не было или почти не было. Кроме того люди не знали, каким фирмам можно доверять. Пресса часто негативно отзывалась о фирмах-посредниках, уличая их в обмане населения, что формировало недоверие к подобным организациям.

Несмотря на  сокращение общей чис­ленности населения Беларуси, его трудоспособная часть в течение 2001-2005 годов пока  возрастает: прирост за это  пятилетие составит более 240 тыс. человек. Рост трудоспособного населения происходит в условиях заметного (300 тыс. человек) высвобождения занятых из народного хозяйства в результате намеченного роста производительности труда (за пятилетие на 145-150%). Трудовая миграция может стать  амортизатором, который снимет на­пряженность на рынке труда страны. Отсюда – необходимость ускорения в рамках создаваемого Союзного государства совершенствования миграционного законодательства обоих государств для целенаправленного  регулирования потоков трудовой миграции. По наше­му мнению, миграционная политика должна осуществляться посредством использования взаимосвязанных систем законодательного, экономического и опера­тивного (организационно-хозяйственного) миграционного регулирования, с опорой на основные законы стран — Кон­ституцию Республики Беларусь и Конституцию Российской федерации.

В области трудовой миграции законодательство должно быть на­правлено на создание условий к увеличению масштабов обмена рабочей силой между Россией и Беларусью, а так же с другими государствами в первую очередь СНГ. Для этого необходимо совершенствование правовой базы в сфере внешней трудовой миграции, соз­дание оптимальных условий для экспорта и импорта рабочей силы.

 В Беларуси начало разви­тию такой правовой базы положили законы, принятые в 1993 году: «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» и «О правовом по­ложении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». С 1994 года в Беларуси налажен учет трудящих­ся мигрантов, выезжающих из республики и въезжающих в нее. В 1998 году  был принят Закон «О внешней трудовой мигра­ции», в котором установлен порядок выезда ее граждан для трудоустройства за границу, привлечения иностранной ра­бочей силы и определены правовые нормы защиты трудя­щихся мигрантов. Было также принято Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на при­влечение иностранной рабочей силы и на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан республики за границей. Указанные документы обеспечивают права трудовых мигрантов, за­щиту национального рынка труда от неконтролируемого притока ино­странной рабочей силы, в них предусмотрены меры по смягчению напряженности на внутреннем рын­ке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей, осуществляется поддержка государственных и коммерческих структур, стремящихся самостоятельно выйти на мировой рынок труда.

Кроме того, к настоящему времени заключены межправительственные соглашения о временной трудовой деятельности и социальной защите граждан, ра­ботающих за пределами своих государств, с Россией, Казахстаном, Литвой, Польшей, Украиной, Молдовой, Арменией. С 1998 года, с целью координации деятельности органов государст­венного управления в области миграции, функционирует Межведомственная комиссия по вопросам миграции при Совете Мини­стров Республики Беларусь. Организационно-техническое обеспечение деятельности указанной Комиссии осуществляет Комитет по миграции.

Мировой опыт свидетельствует, что сейчас почти во всех стра­нах мира основным методом государственного регулирования соци­альных процессов является разработка национальных программ, кото­рые содержат концептуальные положения, определяют стратегические и тактические цели регулирования на различных этапах реформиро­вания экономики, определяют национальные приоритеты, содержат многовариантные прогнозы населения и его занятости, критериальные оценки национальной, экономической и демографической безопасности и т.д. Основной источник финансиро­вания Программ — государственный бюджет, являющийся существен­ным рычагом воздействия на миграционные процессы. Бюджетно-налоговая, ценовая и денежно-кредитная политики определяют госу­дарственные расходы на развитие миграционной политики (исходя из доли ВВП), налоги, квоты, субсидии, пособия, льготы, доплаты и т.д. Выделенные средства используются для стимулирования миграцион­ной активности или противодействия нежелательным миграциям (на­пример, для снижения притока неконтролируемых мигрантов, депортации нелегальных трудовых мигрантов). Правительством Беларуси в 1998 году одобрена  Государственная миграционная программа до 2000 года. Затем реализовывалась Государ­ственная миграционная программа на 2000-2005 годы.

В современной  ситуации все более важную роль  играют механизмы экономического воздействия на миграционные процессы. В привлечении в республику высококвалифицированных кадров большую роль играет соответствующая жилищная политика, налоговые  льготы, ссуды, кредиты и т.д. Возрастает роль государства как экономического регулятора трудовой миграции посредством определения целей, национальных приоритетов, выра­ботки механизма их реализации, выбора регуляторов, обес­печивающих получение системного эффекта.

Огромное значение в регулировании миграции играют организационно-административные ресурсы, включающие как прямые административные указания, имеющие обязательный характер, так и координацию эко­номической политики в соответствии с курсом, выбранным в государственных про­граммах, а также осуществление мониторинга трудовых миграционных процессов, формирование общественного мне­ния и определенного социального климата, разработка норм и стандартов мигра­ционного поведения, создание условий их реализации, учитывающих как индивидуальные, так и общегосударственные интересы.



предыдущая страница
содержание
следущая страница