k
главная страница демография
миграция
население регионов статьи в журналах учебная литература афоризмы
фото




ТРАНСФОРМАЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

РАЗДЕЛ 2

МИГРАЦИОННЫЙ ОБМЕН  МЕЖДУ РОССИЕЙ И БЕЛАРУСЬЮ  И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ


предыдущая страница
содержание
следущая страница

 

ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМНЫЕ МИГРАЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

3.1 Вынужденные миграции на постсоветском пространстве

Распад СССР, образование суверенных государств, последовавшие политические и военные конфликты трансформировали развитие миграционных процессов, изменили направления, структуру и интенсивность миграций, происходящих на постсоветской территории, привели к резкому сокращению традиционных и возникновению новых передвижений населения как внутри, так и между новообразованными странами. Возникло явление репатриации, охватившее в конце 80-х и, в особенности, в первой половине 90-х годов прошлого столетия помимо русскоязычного населения все титульные национальности, а также ранее депортированные народы. Огромных размеров достигло вынужденное переселение, выражавшееся, в появлении большого числа беженцев и лиц, находящихся в ситуации, сходной с ситуацией беженцев, недобровольно переселяющихся лиц, а также лиц, перемещенных внутри страны. Природные и антропогенные катастрофы и ухудшение состояния окружающей среды привели к появлению сотен тысяч экологических мигрантов.

За период с 1989 по 1996 гг. в странах СНГ насчитывалось около 870 тыс. беженцев и лиц, находящихся в ситуации, сходной с ситуацией беженцев(17.с.3-4). Вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха привел к появлению почти 220 тыс. беженцев в Армении и 185 тыс. – в Азербайджане. В связи с давлением на славянское население, практически во всех новых государствах постсоветского пространства, особенно в странах Закавказья и Центральной Азии, сотни тысяч русскоязычных беженцев направились в Российскую Федерацию, Украину и Беларусь.

 Значительное количество беженцев возникло в результате других вооруженных конфликтов. В 1992г. Украина приняла свыше 60 тыс. человек из-за конфликта в Приднестровье (Молдова). Из-за абхазского конфликта в Грузии тысячи беженцев искали убежище в Российской Федерации, Украине и других странах СНГ. Гражданская война, разразившаяся в Таджикистане в 1992 и 1993 гг., вынудила около 60 тыс. человек бежать в Афганистан и еще около 200 тысяч человек – в соседние государства Центральной Азии, Российскую Федерацию и другие страны СНГ. Только к концу 1996г. свыше 41 тыс. беженцев, проживавших в Афганистане, и более 11тыс. беженцев в странах СНГ вернулись на прежние места жительства(17.с.4). Конфликт в Чечне привел к превращению значительной части ее населения в перемещенных лиц, мигрировавших в другие регионы России, к появлению нескольких тысяч беженцев в Украине, Казахстане, Беларуси и других странах СНГ. Кроме того страны СНГ приняли в первой половине 90-х годов около 47 тыс. беженцев и лиц, ищущих убежища, из стран Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

 Возникли категории лиц, перемещенных внутри страны. Впервые в СНГ они были зафиксированы в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе. В 1996 году в Армении их насчитывалось 72 тыс. человек в Азербайджане их число достигло почти 55 тыс. человек. В Грузии враждебные действия между правительством и южноосетинской автономией привели к появлению в 1996 году 11 тыс. перемещенных лиц, война в Абхазии привела к появлению еще 26 тыс. перемещенных лиц. В Молдове в 1992г. 51.3 тыс. человек были перемещены в результате конфликта в Приднестровье, практически, все они вернулись домой лишь после прекращения боевых действий. В Таджикистане почти все 700 тыс. человек лиц, перемещенных внутри страны, вернулись домой лишь к концу 1996г. Из-за гражданской войны 1992 и 1993 гг. около 150 тыс. перемещенных лиц из Чечни мигрировали в пределах Российской Федерации. В целом в странах СНГ численность лиц, перемещенных внутри страны, к 1996г. оценивалась на уровне 1.1 млн. человек (17.с.5).

 После произошедших осенью 1999 года и повторившихся в 2000 году вооруженных столкновений на узбеко-киргизской границе, заметно увеличилась эмиграция из этих двух стран славян­ских репатриантов, а также этнических узбеков и киргизов. Возобновление боевых действий в Чечне в конце 1999 года привело к значительному увеличению числа лиц, перемещенных внутри страны.

 Самую большую группу мигрантов в СНГ к 1996г. составляли репатрианты – 4.2 млн. человек определяемые как лица, добровольно переселяющиеся в страну своего гражданства или происхождения с целью постоянного проживания (17.с.5). Строго говоря, репатриация, мотивируемая причинами экономического, социального или личного характера, не является совсем новым явлением для постсоветского пространства, поскольку с конца 70-х гг. русскоязычное население постоянно возвращалось на родину прежнего своего проживания. Однако она не имела ярко выраженного этно-политического характера. В конце 80-хгг. тенденции репатриации заметно усилились и были связаны не только с резким снижением уровня  жизни, но и с ухудшением в новых суверенных государствах  социального положения русскоговорящего населения. Принципиально новым в этом явлении стали социально-политическая напряженность и националистическое неприятие  русскоязычного населения в новых государствах. Большинство таких репатриантов исходили из Центральной Азии и Закавказья, где непрерывные войны сделали условия жизни русскоязычных лиц невозможными. Подавляющее большинство русскоязычных репатриантов являлись русскими, украинцами и белорусами, и они естественно направлялись в 90-х годах в Российскую Федерацию, Беларусь и Украину. Существенным поток репатриации и беженства был из стран Балтии.

С конца 80-х начала 90-х гг. выявилась тенденция репатриации и других этнических групп, особенно в центрально-азиатском регионе. Одной из основных проблем репатриантов начала 90-х годов, было состояние без гражданства, в которое они по­падали вследствие неразвитости законодательства и/или противоречия между законами о гражданстве в стране их происхождения и стране нахождения. Особую остроту эта про­блема имела в Казахстане и Беларуси, где уже на рубеже столетий она затронула со­ответственно 160 тыс. и 20.6 тыс. человек (32.с.16).

 Трудные проблемы возникли в результате существенно запоздавшего возвращения ранее депортированных со своей исторической родины и переселенных во время второй мировой войны в сибирские и центрально-азиатские степи восьми народов. Многие из них, особенно – крымские татары, месхетинцы и немцы Поволжья – испытывали препятствия к возвращению на родину вплоть до конца 80-х годов. В конце 80-х гг. новые времена изменили ситуацию. В период с 1989 по 1996 гг. 183.4 тыс. крымских татар вернулись в Крым. В настоящее время их там проживает свыше 244 тыс. человек. С 1992г. 850 тыс. немцев Поволжья эмигрировали в Германию, и только несколько тысяч предпочли вернуться на свою историческую родину в Российской Федерации. Что касается месхетинцев, то летом 1989г. 60 тыс. человек из тех, кто проживал в Ферганской долине (между Узбекистаном и Киргизией), оказались в центре общинных столкновений и были вынуждены переселиться главным образом в Российскую Федерацию и Азербайджан (17.с.6).

 В связи с природными и антропогенными катастрофами в конце существования СССР возникла экологическая миграция. С середины 80-х гг. около 739 тыс. экологических мигрантов были вынуждены переселиться в результате резкого ухудшения состояния окружающей среды. Большинство из них – выходцы из Чернобыльской зоны (которая охватывает Беларусь, Россию и Украину), бассейна Аральского моря (между Узбекистаном и Казахстаном) и территории, прилегающей к Семипалатинскому ядерному испытательному полигону (Казахстан). Среди экологических мигрантов стран СНГ в 1989-1996 гг. на Беларусь приходится 132 тыс. человек, Армению – 400 тыс., Казахстан – 72 тыс. человек (17.с.6).

Во второй половине 90-х годов число беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, стабильно сокращалось, благодаря репатриации и интеграции в местное сообщество и стало увеличиваться вновь лишь после возобновления боевых действий в Чечне. К началу 2001г. в странах СНГ находились 550 тыс. беженцев из стран в пределах этого региона (на 23 процента меньше по сравнению с 1998 годом). В Армении их было 249.1 тыс. человек и Азербайджане 222 тыс. человек, кроме того, насчитывалось 641.6 тыс. вынужденных переселенцев в России и более 1,3 млн. вынужденных перемещенных лиц (на 9 процентов меньше по сравнению с 1998 годом), из которых 575 тыс. находились в Азербайджа­не, 374.4 тыс. – в России и 272.1 – в Грузии. (32.с.18). Следует отметить, что Арме­ния в 1998-2000 годах приняла меры по интеграции перемещенных лиц в тех местах, где они проживали. В Азербайджане и Грузии перемещенные лица оставались в неопределенном состоянии. Конфликты, которые вынудили их бежать, были не урегулированы, правительства не выражали особого желания способствовать их интеграции на новых местах, из-за опасения ослабления по­зиции стран на переговорах по оказанию им материальной помощи.

Между тем, организации по оказанию помо­щи беженцам не могут ее оказывать до бесконечности. В 1999 году УВКБ ООН и ряд неправительствен­ных организаций начали постепенно сворачивать свою деятельность в регионе, наме­реваясь переложить эту нагрузку на организации, занимающиеся развитием. Послед­ние не были готовы принять ее на себя. В результате положение переме­щенных лиц ухудшилось, уровень их бедности вырос, поскольку гуманитарная помощь резко сократилась, помощь по линии организаций, занимаю­щихся развитием, не предоставлялась вовсе. Столкнувшись с отсутствием какого-либо выбора, все большее число перемещенных лиц, начали эмигрировать за границу по нелегальным каналам.

 Число беженцев и лиц,  ищущих убежища из стран, не входящих в СНГ (глав­ным образом афганцев), сократилось вдвое – с 52.4 тыс. человек в 1998 году до 26.6 тыс. в 2000 году, что было, несомненно, связано с трудностями в получении этими лицами защитного статуса в странах СНГ (32.с.16). По дан­ным УВКБ ООН трудности такого рода эти группы испытывают во всех странах СНГ. Беженцы и лица, ищущие убежища, нередко не получают никакого правового статуса. Рассмотрение их заявлений затягива­ется надолго, при этом процент отказов крайне высок из-за широкого применения кон­цепции безопасной третьей страны и ограничительного толкования понятия «беженец», данного в Конвенции 1951 года о статусе беженцев.

 Большинство ранее депортированных народов в настоящее время верну­лись на историческую родину, но многие из них все еще сталкиваются с большими трудностями на пути интеграции в местное сообщество. Самые острые для них проблемы – отсутствие гражданства, жилья и работы. Так, большинство вернувшихся в Крым крымских татар получили украинское гражданст­во, тогда как турки-месхетинцы по-прежнему с трудом получают разрешение на возвращение в Грузию.

 Во всех странах СНГ продолжается внутренняя миграция из экологически неблагополучных районов. Социальные и экономические последствия таких экологических катастроф (таких, как землетрясение в Спитаке, чернобыльская авария, дегра­дация природной среды в районе Аральского моря, ядерные испытания в Семипала­тинске) до сих пор, из-за отсутствия финансовых средств, не устранены.

 По прежнему требует совершенствования национальное законодательство стран СНГ в области вынужденной миграции. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в России ряд областей и респуб­лик, являющихся субъектами Федерации, принимали собственные нормативные акты в этой сфере с тем, чтобы временно компенсировать отсутствие федерального законода­тельства. Беларусь и Украина, напротив, имеют более развитую законодательную ба­зу в этой области.

 В Республике Беларусь принят целый ряд нормативных актов, направленных на совершенствование национального законодательства в сфере вынужденной миграции. В мае 2001 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции 1951 года о статусе беженцев и Протоколу к ней 1967 года, после чего была разработана и принята новая редакция Закона Республики Беларусь «О беженцах», вступившего в силу в июле 2003 года, которая практически полностью соответствует положениям Конвенции 1951 года.

 Были также разработаны и приняты нормативные правовые акты, регламентирующие пребывание беженцев в Республике Беларусь, правила временного размещения и содержания иностранцев в случае их массового прибытия в Республику Беларусь, вопросы проведения процедуры признания иностранцев беженцами, правила установления опеки и попечительства над несовершеннолетними лицами, ходатайствующими о признании беженцами и целый ряд других актов, позволяющих говорить о создании целостной системы правовой и социальной защиты лиц, ищущих убежище на территории государства.

 В республике проведено реформирование органов государственного управления, осуществляющих регулирование процессов в сфере вынужденной и внешней трудовой миграции. Решением Президента Республики Беларусь создан Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь на базе департамента по миграции Министерства труда и социальной защиты  и структурных подразделений МВД, ведающих вопросами паспортно-визовой службы и борьбы с незаконной миграцией. Осуществление данной реорганизации  усилило контроль за миграционными процессами в стране и  не отразилось на процедуре предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца на территории государства.

В Минске 26-28 мая 2004 года состоялась обзорная встреча на высоком уровне в рамках процесса выполнения решений Женевской конференции 1996г. по вопросам беженцев перемещенных лиц, миграции и убежища (также называемого "Процессом Конференции СНГ"), организованная совместно ведущими агентствами УВКБ ООН, МОМ, ОБСЕ и Советом Европы и частично финансировавшаяся Европейской Комиссией. Правительство Республики Беларусь являлось принимающей стороной. Сопредседателями встречи выступили УВКБ ООН и МОМ.

Обзорная встреча на высоком уровне (ОВВУ) была организована в 2004 для того, чтобы предоставить ее участникам возможность оценить прогресс в достижении целей Процесса Конференции СНГ и выявить оставшиеся нерешенными вопросы и потребности, обсудить стратегию и приоритеты в дальнейшей работе и определить пути укрепления сотрудничества между государствами СНГ и партнерами из числа международных организаций, стран-доноров и неправительственных организаций в духе международной солидарности и принципа справедливого разделения бремени.

 Признавая позитивные изменения в регионе, касающиеся как динамики, так и эволюции национальных приоритетов и возможностей, связанных с проблемами беженцев, перемещенных лиц, миграции и убежища, а также отмечая новые или сохранившиеся проблемы в этих областях, Правительства стран-участников призвали международные организации продолжать оказание содействия и поддержки сотрудничеству между странами-участниками по инициативам, связанным с этими вопросами; засвидетельствовали важность принятия во внимание приоритетов развития при разработке и реализации решений и превентивных мер против вынужденного перемещения населения.



предыдущая страница
содержание
следущая страница