k
главная страница демография
миграция
население регионов статьи в журналах учебная литература афоризмы
фото




ТРАНСФОРМАЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

РАЗДЕЛ 2

МИГРАЦИОННЫЙ ОБМЕН  МЕЖДУ РОССИЕЙ И БЕЛАРУСЬЮ  И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ


предыдущая страница
содержание
следущая страница

 

3.2 Незаконная миграция в постсоветском регионе: тенденции, структура и проблемы

В Протоколе против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, который до­полняет Конвенцию Организации Объединенных Наций 2000 года против транснацио­нальной организованной преступности, незаконный ввоз мигрантов определяется как обеспечение, с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды от незаконного въезда в государство лю­бого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его тер­ритории. Согласно Протоколу о предупреждении и пре­сечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, который дополняет ту же самую Конвенцию, торговля людьми означает осуществляемые в це­лях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силы или ее применения или других форм принуждения, похищения, мо­шенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо пу­тем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующе­го другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции дру­гих лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение орга­нов.

Хотя торговля людьми касается меньшего числа мигрантов по сравнению с незаконным ввозом, она представляет собой исключительно острую, притом растущую, проблему. Незаконная миграция, как социальное явление, чрезвычайно сложна и многогранна по характеру, структуре и целям и потому ее широкое распространение за последние годы по всему постсоветскому региону неудивительно – между тем оно создало множест­во новых социальных и экономических проблем для всех стран этого региона. Невероятно широкий масштаб незаконной миграции объясняется целым рядом причин – политических, социальных, экономических, правовых и т.д.

Незаконная миграция во всех своих формах сопряжена с риском для мигрантов. Поскольку статус незаконных миг­рантов уязвим, они становятся часто жертвами не только преступного криминала, но и  подвергаются злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов, эксплуатации со стороны нанимателей и повсеместному обману.

Существует прямая связь между масштабами незаконной миграции и миграционным законодательством, при этом последнее оп­ределяет пространство для развития первой. Это означает, что отсутствие нормативных мер, регулирующих миграционные потоки, сужает пространство для законной миграции и расширяет пространство для нелегальной. Вмешательство  исполнительной  и законодательной власти, поэтому совершенно необходимо не только для сокращения потоков незаконных мигрантов с помощью административно-репрессивных мер, но и для преобразовании неузаконенных потоков в уза­коненные с помощью регулятивных экономических и других мер.

Г.С. Витковская, анализируя причины распространения незаконной миграции, отмечает, что правительства многих стран СНГ, вместо того, чтобы сосредоточиться на регу­лятивных мерах для решения проблем незаконной миграции, долгое время полагались в основном на репрессивные меры. Это происходило из-за поверхностного отношения к незаконной ми­грации лишь как к правоохранительной проблеме, которое базировалось не только на реальных, но и на вы­мышленных связях между этим явлением и организованной преступностью, исламским терроризмом и торговлей оружием и наркотиками. Между тем, незаконная миграция приобрела настолько огромный размах и стала настолько распространенным явлением в постсоветских странах, что ее нельзя решить однобокими мерами. Для решения этой проблемы требуется широкий многогранный подход. И не только со стороны стран СНГ, но и со стороны всего международного сообщества (32, с.36).

Рост внешней и внутренней незаконной трудовой миграции внутри постсоветского пространства является, прежде всего, результатом неблагоприятной экономической ситуа­ции, как в развивающихся странах, так и в постсоветских, низкого уровня жизни населе­ния, рас­пространения бедности, высокого уровня безработицы, отсутствия у людей возможностей для улучшения своего положения, социальной неустроенности, вызванной вооруженными конфликтами, в частности, в Афганистане, Чечне, сложными проблемами постконфликтных периодов в Таджикиста­не, Молдове и странах  Закавказья. Увеличение миграционного потока в Россию в огромной мере обусловлено дисбалансом между численностью населе­ния и имеющимся природными ресурсами, например, в Китае, что побуждает китайское население  эмигри­ровать в соседние менее многолюдные страны, создавая тем самым на них огромное демографическое давления. Так, население южной части российского Дальнего Востока составляет около 5 млн. человек, в то время как в трех северо-восточных провинциях Китая, граничащих с Россией, проживает 102 млн. человек, из которых 7—8 млн. не имеют работы. В российских регионах, граничащих с Китаем, плотность населения в 15-30 раз ниже, чем в китайских ре­гионах, граничащих с Россией.

Незаконной миграции в страны СНГ во многом способствует их географическое расположение между Европой и Азией, а также промежуточное положе­ние между развитыми и развивающимися странами, что делает их естественным мостом для мигрантов из Азии, в том числе из Китая, Афганистана, Ирана и Пакистана. Государства Центральной Азии, Кавказ и российский Дальний Восток стали пропускными пунктами для въезда в регион незаконных мигрантов, в то время как Беларусь, Украина, Молдова и северо-западный регион России используются как основные каналы для выезда (32, с.36).

Огромная протяженность границ по всему внешнему периметру стран СНГ, либерализация их пересечения, а то и ослабление его из-за отсутствия людей и средств, отсутствие надлежащего контроля на большей части границ внутри СНГ также способст­вуют незаконной миграции в регион и внутри него. Так, граница между Россией и Казахста­ном, составляющая 7600 километров, не патрулируется должным образом и служит удобным каналом для проникновения подавляющей части незаконных мигрантов. Кро­ме того, из-за дефицита бюджетных средств, отсутствуют достаточные инвестиции в физическую и техническую инфраструктуру пограничных постов. И, наконец, в ряде стран СНГ наблюдается свободный или упрощен­ный въездной режим для граждан некоторых государств, которые не относятся к СНГ. Эти граждане, оказавшись внутри региона,  могут свободно перемещаться благодаря без­визовому режиму, действовавшему в большинстве стран региона.

Незаконная миграция сопровождается ростом криминализации всех сфер жизни обще­ства, способствует коррупции среди государственных должностных лиц, стимули­рует рост теневой экономики, поскольку мигранты работают без разрешения и не пла­тят налогов. Кроме того, она способствует росту организованной преступности, увеличению неле­гальных структур во всех сферах жизни. Большое распространение в странах СНГ получил, поэтому чрезвычайно прибыльный незаконный ввоз мигрантов и тор­говля ими. Серьезную проблему представляет коррупция среди сотрудников консульств, погранич­ных служб, правоохранительных органов и среди других государственных должных лиц на всех уровнях. Отсутствие необходимой координации между странами СНГ, особенно в сфере законодательства, касающегося статуса иностранцев и визового режима, созда­ет ряд правовых «лазеек», которыми пользуются незаконные мигранты (150, с.37).

Оценить масштаб незаконной миграции в странах СНГ сложно, поскольку данные либо отсутствуют вовсе, либо являются ненадежными, неполными и противоречивыми, либо не могут быть представлены. К тому же, как и во многих других регио­нах мира, не существует четкого или универсального определения незаконной миграции. Кроме того, нелегко собрать информацию о явлении, существующем нередко на грани законности, значительную негативную роль играют также недо­статки в работе государственных органов, отвечающих за сбор таких данных. Эти органы, как правило, не имеют достаточного финансирования, нужного количе­ства персонала (или укомплектованы плохо подготовленными сотрудниками) и периоди­чески подвергаются реорганизации. Граница на многих участках новообразованных государств, по сути, никем не контролируется. Так, Молдова не контроли­рует границу с Украиной, Грузия не контролирует участок своей границы с Россией, из-за наличия сепаратистских анклавов. Кыргызстан начал патрулировать свою границу только в 1999 году (прежде границы патрулировались российской пограничной службой) и лишь в июне 2000 года начал вести систематический подсчет всех иностранцев, пере­секших границу. Аналогичные недостатки можно обнаружить почти во всех странах СНГ.

Внутри одной и той же страны ведомства, отвечающие за миграцию, часто пользуются противоречащими друг другу ме­тодами сбора данных, категориями, формами отчетности и т.д., что препятствует надлежа­щему обмену информацией, нередко жертвуют точностью данных во имя ведомственных интересов. Кроме того, информация, собранная министерствами внут­ренних дел и обороны, государственными службами безопасности и аналогичными ор­ганами часто в некоторых странах является секретной.

Чтобы оценить масштаб незаконной миграции в странах СНГ, необходи­мо ознакомиться с многими сводками данных и косвенными показателями, имея в виду при этом, что каждый из них недостаточен. Оценки могут базироваться на данных пограничного контроля, административных де­лах, заведенных в отношении иностранцев, статистических данных о въезде и выезде, статистических данных о выданных визах, отказах в выдаче виз, обращениях о предо­ставлении убежища, выданных разрешениях на жительство и работу, статистических данных о нарушениях, касающихся въезда, пребывания и работы, и статистических дан­ных о легализации незаконных мигрантов. Г.С. Витковская, отмечает, что разброс оценок чис­ленности иностранцев, незаконно проживающих в ряде стран СНГ, колеблется от 0,1 про­цента до 1,3 процента от общей численности их населения то есть, на порядок и более (32, с.38).

 Наиболее надежны данные, пограничных служб стран СНГ, но и они неполны, так как касают­ся только лиц, которым не было дозволено пересечь границу и которые были задержаны или получили отказ во въезде на постах пограничного контроля. Данные о задержании на границе относятся лишь к количеству задержаний, но они не дают представления о количестве лиц, пытавшихся не­законно въехать в страну, поскольку один и тот же человек может предпринять одну или несколько попыток незаконного въезда. К тому же, значитель­ное число незаконных мигрантов проникают в страны, минуя пограничные посты. Тем не менее, регистрация лиц, которым не было дозволено пересечь границу, являет­ся ценным индикатором тенденций в незаконной миграции и в составе незаконных миг­рантов. В 2000 го­ду были задержаны за незаконное пребывание на территории стран СНГ около 175 тыс. человек. Большинство из задержанных прибывали главным образом из стран, не входящих в регион СНГ. В России и Беларуси, имевших более точные, чем в других странах, данные, наблюдается тенденция к росту этого показателя. Например, в России за пять лет количество лиц, которым не было разрешено пересечь границу, удвоилось, что может быть, однако, следствием, не только уси­ления пограничного контроля, но и увеличения числа незаконных мигрантов, пы­тавшихся въехать в страны СНГ.

Большую проблему представляет установление числа задержанных на внутренних границах. Они, как правило, неполны, поскольку задержанные на границе, не считают­ся законно задержанными из-за отсутствия формально установленных границ. Следует также иметь в виду, что большинство незаконных мигрантов задерживаются не пограничниками на грани­це, а другими государственными органами, такими как Министерство внутренних дел или Служба национальной безопасности. Причины их задержания в разных странах неодинаковы, но все из них включают незаконный въезд в страну, отсутствие документов, удостоверяю­щих личность, или владение поддельными или недействительными документами, отсутствие разрешения на жительство (регистрации), превышение периода пребывания, ука­занного в визе или разрешения на жительство, а также работу без соответствующего разрешения. Несовместимость методик сбора данных не только в разных странах, но даже в разных государственных ведомст­вах внутри одной страны, приводит к оценкам числа нелегалов, различающимся иногда в сотни раз.

Как правило, главными основаниями для высылки в случае задержания являются отсутст­вие документов, разрешающих въезд в страну, отсутствие визы страны назначения (в более чем половине случаев), отсутствие проездных документов, наличие поддель­ных или недействительных документов, нарушение правил пребывания в стра­не. Поскольку основания для высылки не унифицированы данные по странам, не всегда сравнимы. Здесь также следует отметить, что наилучшим образом среди стран СНГ это дело поставлено в России и Беларуси.

 СНГ используется незаконными трудовыми мигрантами из развивающихся стран и как место назначения, и как транзитная территория. Незаконные мигранты въезжают в регион СНГ через го­сударства Центральной Азии и российский Дальний Восток, а покидают его через Бела­русь, Украину, Молдову и северо-западный регион России. Афганцы въезжают в СНГ через Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан, Азербайджан; китайцы — через Россию, Ка­захстан и Кыргызстан; монголы и северные корейцы – через Россию. Приблизительно четверть афганцев прибывают в Центральную Азию через Иран и Пакистан, не­большая доля – через Индию. Приблизительно треть, задержанных на границе и внутри стран СНГ, составляют китайцы, остальные – это афганцы и мигранты из Южной и Юго-Восточной Азии, главным образом из Вьетнама, Индии, Пакистана, Бангладеш и Шри-Ланки. В Центральной Азии незаконные мигран­ты представлены в основном афганцами, на Кавказе – выходцами из Индии, Пакиста­на и Шри-Ланки. Азербайджан также используется как транзитная страна афганцами и иранскими курдами. Афганцы являются самой крупной группой транзитных мигрантов в России, Украине и Беларуси. В Казахстане, Кыргызстане и России, незакон­но проживающие в странах мигранты – в основном китайцы; в России после них следуют вьет­намцы и северные корейцы. Россия ока­зывается между двумя концами потока незаконной миграции – прибывающим и выбываю­щим, – а ее территория используется незаконными мигрантами как главный и удобный транзитный переход и одновременно как место основного назначения для многих мигрантов (32, с.41,42).

Нелегальный въезд может осуществляться посредством пересечения границы за пределами пограничных постов (самостоя­тельно, с помощью местных жителей, при содействии профессиональных дельцов, занимаю­щихся незаконным ввозом людей), посредством прохода через эти посты с поддельными или недействительными проездными документам (с паспортом, у ко­торого истек срок действия, с документами, принадлежащими другим лицам, с поддельными или недействительными визами, поддельными приглашениями и пр.), с помощью взяток без документов вообще.

При въезде в страны СНГ незаконные миг­ранты в основном пользуются поддельными паспортами или паспортами других лиц. В 1998 году украинские власти задержали 773 человека с поддельными паспортами или паспортами других лиц, в 1999 году – 956 человек и в 2000 году – 692 человека. Каждый год белорусские пограничники задерживают от 25 тыс. до 35 тыс. человек с недействительными документами и 400 человек с поддельными паспортами или паспортами других лиц. В России в 2000 го­ду при попытке выехать из страны в западные страны были задержаны более 1000 чело­век с поддельными документами. В отличие от паспортов визы, как правило, не подделываются, но указанные в них данные могут быть фальсифицированы. Недействительные визы обычно имеют поддельную дату истечения, поддельную фото­графию или оказываются просроченными. В Кыргызстане поддельные визы являются самым распространенным нарушением. В Таджикистане так­же встречаются поддельные визы, но там  незаконные мигранты пользуются поддельными таджикскими и кыргызскими паспортами. Мигранты из Китая, Индии и Шри-Ланки покупают поддельные паспорта в Сингапуре и Гонконге, где этот бизнес процветает. Мигранты с Ближнего Востока покупают поддельные паспорта в Ливане и Турции. Поскольку в Афганистане до последнего времени не было иностранных консульств, афганцы получали визы в Таджикистан и Россию в Иране, Па­кистане и Саудовской Аравии. В Москве существует рынок поддельных паспортов с легальными российскими, белорусскими и украинскими визами (32, с.43,51).

Многие незаконные мигранты остаются в странах СНГ, чтобы заниматься торговлей (особенно китайцы и вьетнамцы) или работать (в основном в России и Укра­ине), сосредоточиваясь в столицах или крупных городах. О масштабах этого явления говорят  данные по Москве, где в 2000 году были задержаны   за отсутствие разрешения на жительство или на работу более 2-х млн. человек. В Украине по некоторым оценкам 5,3 процента всех иностранцев, живущих в стране, и 17 процентов в Киеве не имеют легального статуса. Многие другие пытаются нелегально мигрировать на запад. Последние, как правило, какое-то время проводят в странах СНГ, чтобы подготовиться к последующему передвижению, купить поддельные документы, подождать других мигрантов и т.д. Оказавшись на территории СНГ, большинство легальных мигрантов становятся незаконными из-за превыше­ния срока пребывания, то есть предельного срока, указанного в визе или в разрешении на жительство, но чаще, из-за нарушения правил пребывания:  работают, имея нерабочую визу или не имея права на работу. В России в 2000 году были задержаны 170 тыс. иностранцев с просроченной визой, из них 90 про­центов были оштрафованы. В Казахстане в 2000 году были задержаны 32 тыс. китайских граждан с просроченной визой. В Украине и в Армении большинство лиц, задержанных за нарушение законодательства о легальном статусе иностранцев, имели также просроченную визу (32, с.50,51).

Мигранты, прибывшие в страны СНГ легально, могут оставаться в легальном положении, про­длив визу или изменив правовой статус (то есть, поступив в учебное заведение или оформив брак или заявление о предоставлении убежища). Как правило, незаконные мигранты рассчитывают на помощь соотечественников, кото­рые уже живут в странах СНГ, чтобы оформить свое перемещение или временное пребывание в регионе. В последние годы по всему региону возникли ассоциации по ока­занию помощи мигрантам, которые помогают своим соотечественникам (и легальным, и нелегальным) найти жилье и работу, предоставляя им ссуды, и другими способами.

Одним из основных источников незаконной миграции является  сам регион СНГ. Ес­ли до недавнего времени незаконные трудовые мигранты из стран СНГ искали работу, прежде всего, в России и других странах этого региона, то в последние годы они все чаще устремляют­ся в западноевропейские страны, (Гер­мания, Бельгия и Нидерланды), средиземноморские страны (в основном Италия, Турция, Греция и Португалия) и Объединенные Арабские Эмираты, опираясь на опыт своих соотечественников и на помощь утвердившихся там диаспор.

В Россию незаконные мигранты из стран СНГ прибывают в основном из Закавказья, Молдовы и Украины. По данным Независимого исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии в России ежегодно работают более 3 млн. трудовых мигрантов из стран СНГ, из них лишь 100 тыс. имеют разрешение на работу. По данным ФМС МВД России в стране на одного законного мигранта приходится 9 незаконных.

При этом многие из них пытаются проникнуть на Запад под видом поиска убежища. Так, в 1998-2000 годах число граждан стран СНГ, которые искали убежища в странах Западной и Централь­ной Европы, почти удвоилось – с 25 191 человека до 47 208 человек. В 2000 году 30 процентов ищущих убежища составляли граждане стран Закавказья, еще треть были россиянами и около 12 процентов – гражданами Украины. Более четверти от общего числа заявлений были поданы в Бельгии, 19 процентов – в Германии и почти 8 процен­тов – в Нидерланды. Большинство из тех, кто искал убежища, получили отказ, остальные были депортированы в страны сво­его происхождения. По ряду оценок в странах, не входящих в регион СНГ, работают от 1,5 до 2 млн. россиян, большин­ство из них – нелегально, из 250 тыс. молдаван, работавших за пределами СНГ, треть работают в Западной Европе (главным образом в Германии, Италии и Португалии), еще по трети в Центральной Европе и в Израиле.

В 1998-1999 годах заявления на право проживания в Испании в соответствии с испанской программой легализации, подали 9800 украинцев, 7500 – грузин и 4400 –молдаван. В Португалии треть из 90 700 незаконных мигрантов, которые получили разрешение на работу в рамках программы легализации, были украинцами, 20 процентов составили молдаване, румыны россияне. В Греции 9 процентов из всех неза­конных мигрантов, подавших заявления на легализацию по состоянию на июль 2001 го­да, были россиянами и украинцами. Многие мигранты рабо­тают за границей сезонно или в течение ограниченного срока. Мужчины в основном за­няты в строительстве, сельском хозяйстве и сфере услуг, женщины чаще всего работа­ют домашней прислугой и в сфере проституции (32, с.44,45,51).

Большинство незаконных мигрантов из стран СНГ прибывают в страны назначения легально – либо в безвизовом режиме (большинство стран СНГ имеют соглашения о безвизовом въезде), либо, имея туристическую визу, либо по личным обстоятельствам (в случае западных стран) – и становятся незаконными, если превысили срок пребывания, указанный в визе, или начали работать без соответствующего разрешения. Многие мигранты получают визу в Москве, где расположено большинство консульств западных стран. В 2000 году германское консульство в Москве выдало почти 2 млн. краткосрочных виз и более 600 тыс. виз других видов, при этом до­ля отказов составила лишь около 7 процентов; финское консульство выдало 330 тыс. виз, а до­ля отказов составила менее 1 процента. Итальянское консульство выдало 145 тыс. виз, из которых 80 процентов приходилось на цели туризма, а остальные 20 процентов – на цели бизнеса, обучения, лечения или восстановления семьи. Средняя доля отказов со­ставила 2 процента, при этом главными основаниями для отказа были представление поддельных документов или ненадежной информации относительно цели поездки. Британское консульство выдало 61630 виз, при этом доля отказов составило около 3 процентов. (32, с.44,45).

Незаконная миграция в огромной степени стимулировала торговлю людьми и секс индустрию. По данным Государст­венного департамента США ежегодно жертвами торговли людьми становятся 100 тыс. граждан стран СНГ. На Конференции Европейского Союза по иммиграции, проведенной в Париже в июле 2000 года, Россия упоминалась наряду с Албанией и Турцией как один из главных источ­ников торговли людьми или незаконного ввоза людей. В России в 1999-2000 годах были задержаны около 400 организованных групп, занимавшихся торговлей людьми. В Бела­руси 40 преступных групп по торговле женщинами были ликвидированы в 1999 году и 140 - в 2000 году; 34 человека были арестованы за торговлю людьми в 1999 году и 36 -в 2000 году. В Украине в 1999 году за торговлю людьми были арестованы 3223 человека и в 2000 году - 3739. Еже­годно 2000—3000 женщин из стран СНГ продаются в Израиль, в основном по каналам российской организованной преступности в этой стране. В Германии из 840 жертв торговли людьми, зарегистрированных в 1998 году, 14 процентов были украинками и 9 процентов – росси­янками; в 1999 году из 801 жертвы 22 процента были украинками и 11 процентов росси­янками. В 22 процентах случаев женщины были завербованы через агентства или объявления в газете; по словам 60 процентов из них, они были введены в заблуждение относительно будущей работы, а 28 процентов призна­лись, что дали согласие работать проститутками.

В 1998 году Федеральная служба безопасности зарегистрировала 200 случаев сексуальной эксплуатации российских женщин в Германии, Бельгии, Турции, Греции, Южной Корее и Японии. В последующие два года россий­ские пограничники задержали более 5000 российских женщин, которые пытались выехать из России с недействительными документами. Странами назначения были в основ­ном Турция, Италия, Германия, Болгария и Финляндия. С годами страны назначения меняются: вначале самой популярной страной назначения для сексуальной эксплуатации был Кипр, Израиль, то затем стали Испания, Турция, Объединенные Арабские Эмираты и страны Юго-Восточной Азии (32, с.51,52).

С распадом Советского Союза изменения в сфере миграции в странах СНГ затронули  четыре ключевых аспекта. Во-первых, административные границы бывших советских ре­спублик стали государственными границами, которые потребовали их дели­митации и установления отсутствовавшего ранее контроля. Во-вторых, гораздо больше людей, прибы­вающих из-за границ постсоветского региона, пересекают эти новые границы. В-третьих, в силу изменения самого характера миграционных потоков, а также в силу обязательств, взятых на себя странами СНГ после присоединения к международным конвенциям по статусу беженцев и правам человека, изменилась кардинальным образом роль их сотруд­ников пограничной службы и правоохранительных органов. Если в советскую эпоху основной задачей пограничников было дейст­вовать в качестве переднего рубежа обороны и сдерживать движение в страну и движение из страны, то в настоящее время они должны сосре­доточить усилия на отборе тех, кого можно впустить в страну. В-четвертых, эти новые проблемы и задачи привели к созданию новых государственных учреждений и реорга­низации старых, а также повысили необходимость координации их действий (32, с.27).

В большинстве стран СНГ в управлении миграцией на протяжении истекшего пятнадцатилетия участвовало четы­ре – пять или даже больше государственных учреждений, включая пограничную службу, министерство внутренних дел, министерства иностранных дел, юстиции и министерство труда. Кроме того, к решению вопросов миграции подключались государственные организа­ции, которые раньше никогда в этой области не работали, либо бы­ли созданы в самое последнее время.

Для регулирования новых видов движения населения, в том числе потоков беженцев, возвращения репат­риантов и лиц, принадлежащих к ранее депортированным народам, в середине 1990-х го­дов в большинстве стран СНГ при поддержке международных организаций были созда­ны новые миграционные службы. Как правило, они облада­ли ограниченной компетенцией, распространявшейся только на вопросы переме­щенных лиц и предоставления убежища, а также на вопросы трудовой миграции, кото­рые, как считалось, не подпадают под юрисдикцию таких правоохранительных ведомств, как пограничная служба или министерство внутренних дел. В некоторых странах эти функ­ции передавались министерству труда или министерству социального обеспечения, затем снова изымались у него.

Новые миграционные службы значительно различаются по объему их полномочий и целям. Одни занимаются исключительно вопросами предоставления защиты, другие претендуют на роль национальных координационных центров по миграционной поли­тике и управлению миграцией. Все они  неравноценны в профессиональном отношении. Там, где они сосредоточились на вопросах предоставления защиты и/или трудовой миграции, были достигнуты некоторые успехи. В случаях же, когда новые органы получали более широкие полномочия по коорди­нации управления процессами миграции, они имели ограниченный успех и сталкива­лись с серьезными препятствиями в осуществлении своей деятельности. Каждое из работающих в данной области ведомств отстаивает свое право на обладание собственной территорией ответственности и долей в на­циональном бюджете, затрудняя тем самым общую координацию действий. Трудности усугубляются еще и тем, что правоохра­нительные органы, так называемые «силовые министерства и структуры», чрезвычайно неохотно передают свои функции и материалы новым организациям. Важно иметь в виду, что независимо от того, какое ведомство держит в своих руках вопросы управления миграцией, необходима большая степень координации всех участвующих в этом деле национальных организаций.

Для большинства стран СНГ первого пятнадцатилетия постсоветской эры оказалось недо­статочно времени для формирования комплексных национальных структур по управлению миг­рацией. Сохраняющиеся остатки силового подхода к управлению миграцией, по прежнему представляет сложную проблему, тормозит корректировку мер политики и законодатель­ства. В последние несколько лет произошел ряд благоприятных изменений в этом отношении. Украина, например, отме­нила обязательную регистрацию приезжающих иностранцев, Кыргызстан установил режим безвизового въезда для граждан Японии - одной из главных стран-инвесторов Кыр­гызстана.

Как отмечалось, на законодательном уровне в большинстве стран СНГ ощущается нехватка норматив­ных актов, направленных специально на решение проблемы незаконной миграции и тор­говли мигрантами, а также подзаконных актов, предусматривающих механизмы их реа­лизации. В России – основной стране происхождения, транзита и назначения незакон­ных мигрантов – законодательная база особенно слаба по сравнению с други­ми странами СНГ. В Беларуси стабилизации миграционной обстановки способствовало создание Концепции государственной миграционной политики и миграционного законодательства и т.д.

С 1 января 2001 года в Республике Беларусь введено уголовное преследование за незаконную торговлю людьми, усилены меры административного и уголовного преследования за преступления, связанные с торговлей людьми. Кроме того,  вступил в силу закон, предусматривающий введение уголовной ответственности за организацию или содействие в организации незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию государства.

В целях противодействия росту торговли людьми и для объединения усилий органов государственного управления, правоохранительных органов, общественных объединений, юридических лиц и граждан по противодействию данному явлению была разработана Государственная программа комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространения проституции на 2002-2007 годы. В рамках названной Программы осуществляются конкретные организационно-правовые, профилактические мероприятия, меры противодействия, реабилитация, а также международное сотрудничество в области борьбы с торговлей людьми и проституцией. Разработан и принят ряд нормативных правовых актов, направленных на упорядочение пребывания на территории страны, отдельных категорий иностранцев, упорядочение трудовой и предпринимательской деятельности названных лиц в стране.

Новым важным шагом в решении миграционных проблем стран СНГ явилась Международная конференция «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств», прошедшая 27 и 28 ноября 2003 года в г. Минске (Республика Беларусь) и организованная по инициативе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Совета Министров и Постоянного Комитета Союзного государства, а также Национальной академии наук Беларуси.

В своем итоговом документе участники конференции отметили, что проблемы миграции, добровольного или вынужденного переселения из своего отечества в другую страну по экономическим, политическим, религиозным причинам, из разряда второстепенных прочно вошли в число «горячих тем», став новым вызовом мировому сообществу, масштабы и возможные последствия которого могут представлять серьёзную угрозу международной стабильности и устойчивому развитию государств.

В итоговом документе также подчеркнуто, что произошедшие в последние годы изменения мировой геополитической обстановки создали условия для формирования устойчивой тенденции к ежегодному увеличению объемов незаконной миграции. Высокая миграционная мобильность населения в различных странах мира обусловлена увеличивающимся разрывом в уровнях жизни, благосостояния, культуры, здравоохранения между развитыми и развивающимися государствами.

Нелегальная миграция, имея трансграничный характер, все больше приобретает черты высокоорганизованной, высокодоходной и хорошо законспирированной международной преступной деятельности, посягающей на экономическое и социальное развитие государств, а также на их суверенитет. Она является одной из основных причин роста контрабанды оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, незаконного оборота наркотиков, террористических и экстремистских проявлений, расширения подпольного рынка труда, распространения опасных инфекционных заболеваний, что влечет за собой возникновение напряженности в межгосударственных отношениях и представляет угрозу национальной безопасности государств. Современные масштабы международной миграции таковы, что ни одно государство в мире, каким бы развитым оно ни было, не в состоянии в одиночку решить проблемы, вызываемые миграционными процессами. Как показывает практика, в большинстве стран, испытывающих на себе миграционное давление, темпы миграции опережают возможности государств по регулированию миграционных процессов и реагированию на их последствия. В то же время международная координация и сотрудничество в миграционной сфере способны содействовать более эффективному управлению межгосударственными передвижениями населения, минимизировать опасность сопутствующих миграции преступлений и правонарушений. Конференция отметила особую роль и место Беларуси и России, находящихся на перекрестках массовых и смешанных миграционных потоков, в обеспечении нераспространения их на территории других европейских государств. При этом Беларусь и Россия при решении этой сложной и масштабной задачи опираются только на собственные ресурсы.

Осознавая важность комплексного решения проблемы миграции, участники конференции рекомендуют органам законодательной и исполнительной власти, неправительственным организациям, научным центрам активизировать международный диалог по миграционным проблемам для выработки совместной стратегии управления миграционными процессами европейских государств. Всячески содействовать активной политике, направленной на преодоление социального неравенства и бедности в целях искоренения базовых причин миграции, в том числе через осуществление программ развития для экономически менее развитых стран и соблюдения основных прав и свобод человека.



предыдущая страница
содержание
следущая страница