k
главная страница демография
миграция
население регионов статьи в журналах учебная литература афоризмы
фото




ТРАНСФОРМАЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

РАЗДЕЛ 3

ОБМЕН НАСЕЛЕНИЕМ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЗАКАВКАЗЬЕМ, ИХ СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ


предыдущая страница
содержание
следущая страница

 

3.4. Социально-экономические последствия миграционных связей Закавказья  и России

Методы оценки социально-экономических последствий миграции разработаны рядом исследователей. Л.Л.Рыбаковским определены основные методы оценки эффективности миграции, исходя из трехстадийности миграционных процессов. Е.С.Красинец  оценивает нелегальную миграцию на основе экспертных оценок. С.В.Рязанцев предложил подходы к оценке эффективности миграции по трем ее видам: легальной, нелегальной и вынужденной.

 Свой подход для определения  эффективности миграции предложил Топилин А.В., включающий в  расчеты доходы, получаемые нелегальными мигрантами в России, и средства, направляемые ими из России в свои страны.  Учитывая, что нелегальные мигранты направляют домой по опубликованным данным от 50% до 75% заработанных в России средств, расчет показывает, что  инвестиции  России в экономику стран-доноров  по этому каналу составляют примерно 6-9 млрд. долларов США в год. По его расчетам, наибольшие суммы вывозятся в Азербайджан – до 1,8 млрд. (25, с. 134). По оценке Искандеряна А. работающие в России граждане Армении ежемесячно посылают на родину около 10 миллионов долларов (6,  с.16).  Ряд авторов оценивают эти инвестиции как потери для России.

При определении размера заработков  Топилин А.В.  учитывал тот факт, что в последние годы нелегальные мигранты активно выезжают в районы Крайнего Севера, где заработки значительно выше, чем в средней полосе России. Так, азербайджанцы оседают наряду с освоенными ими ранее регионами (Москва, Московская область), в Мурманске, Архангельской области, Хабаровске, Сахалине. По данным руководства азербайджанской диаспоры в Тюменской, Омской и Томской областях насчитывается свыше  300 тыс. азербайджанцев,   в южно-сибирских городах – 150 тыс. и т.д.   (27).

Приведенные расчеты Топилина А.В. соответствуют  опубликованным в печати  данным азербайджанских экспертов: по их оценке доходы от нелегальной миграции составляли до 780 млн. долларов. Эта сумма была значительно выше до кризиса  1998 года, но и она составляет более 60% всего заработка азербайджанцев, работающих на родине. Российские же специалисты считают, что в 1996-1998 гг. ежегодно из России в Азербайджан направлялось до 2,5 млрд. долл., что в 2,5 раза превосходило иностранные капиталовложения в  экономику Азербайджана  (27,с.102). После августовского кризиса ситуация изменилась  не намного: в конце 1999 г. в среднем в месяц азербайджанские мигранты посылали на родину до 200 долларов, что в год составляло почти 1,5 млрд. долларов. Нелегалы из Грузии за год вывозят из России более 1,2 млрд. долларов, что превышает бюджет Грузии в в целом (7, с.161). 

Однако страны Закавказья  имеют не только доходы от нелегальной миграции, но и несут огромные потери. Прежде всего, обесценивается трудовой и интеллектуальный потенциал. По официальным данным, среди мигрантов доля лиц с высшим образованием примерно в два раза больше, чем среди всего населения. Нелегальные мигранты из Закавказья в подавляющем большинстве – мужчины в наиболее активных возрастах 20-35 лет с высоким образовательным уровнем: среди них, по меньшей мере, половину составляют лица с высшим образованием, прежде всего, учителя, инженеры, военнослужащие, бухгалтеры. Работая уличными торговцами, подсобными рабочими, они теряют свою квалификацию, многие из них не возвращаются к прежней профессии совсем (29, с.100).

Кроме того, страны Закавказья как страны-импортеры рабочей силы теряют демографический потенциал. Длительный отрыв мужчин молодого возраста от дома нарушает половозрастную структуру населения мест выхода мигрантов, что отрицательно сказывается на семейно-брачных отношениях. Часть семей нелегальных мигрантов распадается, дети остаются без отцов.

 Многие нелегальные мигранты живут в плохих условиях, неприспособленных помещениях, общежитиях, что отрицательно сказывается на их здоровье. Среди нелегальных мигрантов выше заболеваемость различными инфекционными болезнями, в том числе туберкулезом, СПИДом. Условия и режим работы приводят к психическим перегрузкам и нервному перенапряжению. Нелегальные мигранты находятся под постоянным страхом быть задержанным, потерять работу, быть высланными из страны.

Потери России от нелегальной миграции заключаются в том, что она является  питательной средой для  теневой экономики. По имеющимся данным в теневом секторе российской экономики занято 8,2 млн. человек. Не менее половины из них – нелегальные мигранты. К концу 1997г. 12% оборотного капитала азербайджанцев в России приходилось на промышленность, 20% – торговлю, 23% – на банковские структуры, 38% – на криминальный бизнес, в том числе торговлю наркотиками и оружием. Суммарный оборот денег, заработанных в 1992-1997 гг. только азербайджанцами в России в сфере легального и нелегального секторов российской экономики, оценивается независимыми экспертами в 25-26 млрд. долл. Половина из них – 12-15 млрд. – приходились на Москву, что намного больше, чем весь валовой внутренний продукт  Азербайджана (29).

Как свидетельствует А.Юнусов, большая часть этих капиталов шла не в Азербайджан, а пускалась в оборот воротилами теневого и криминального бизнеса в России. Элита азербайджанской диаспоры  в России предпочитает вкладывать деньги в российскую экономику, что приносит огромные прибыли, уходящие из-под контроля. Размеры теневых доходов значительно превышают суммы, направляемые нелегальными мигрантами на родину.

Прежде всего, Россия несет значительные потери из-за нелегальной миграции. Потери России могут быть уменьшены только при сокращении размеров нелегальной миграции, легализации тех из мигрантов, которые изъявляют добровольное желание выйти из тени и получить вид на жительство, вложить свои капиталы в развитие экономики России. По данным социологических исследований таких нелегальных мигрантов примерно 20%, однако зачастую они не могут легализоваться из-за отсутствия соответствующей законодательной базы и сложной  бюрократической системы.

Дополнительные работники должны привлекаться с учетом потребности экономики России в кадрах определенных профессий и квалификаций. Привлекать иностранную рабочую силу необходимо на основе разрешений на работу, выдаваемых самим работникам, в пределах утверждаемых квот и на основе  заключения трудовых договоров, что позволит пополнить бюджет за счет уплаты ими налогов в России. Только в этом случае потери от нелегальной миграции могут быть многократно сокращены.

Трудовая миграция, как сложное социально-экономическое явление, имеет свои плюсы и минусы. Трудовая миграция, прежде всего, приносит очевидные социально-экономические выгоды и способствует формированию и развитию общего рынка труда, замещению вакансий, которые не привлекательны для местного населения, смягчению безработицы через создание новых рабочих мест в сфере обслуживания и смежных отраслях, выживанию части населения в сложных условиях переходного периода; развитию предпринимательства и малого бизнеса; наполнению потребительского рынка товаров и услуг, увеличению налогооблагаемой базы страны; созданию среднего класса как социальной основы рыночной экономики; поддержанию экономических и трудовых связей между странами и народами, что является немаловажным фактором развития интеграционных процессов и снижения социальной напряженности.

В то же время трудовая миграция, особенно в нелегальной форме, приводит к отрицательным последствиям. Одно из главных из них – слабая социальная защита трудящихся-мигрантов, либо вообще ее отсутствие. Решающим мотивом трудоустройства является не работа по специальности, а возможность «заработать», поэтому трудящиеся-мигранты соглашаются на не престижные, вредные и тяжелые работы. К недостаткам следует отнести и краткосрочный характер большинства заключаемых контрактов, ограниченный перечень доступных для трудящихся-мигрантов рабочих мест. Нелегальная миграция является питательной среды для роста преступности, развития торговли наркотиками, оружием, теневой экономики.

Из сказанного следует необходимость выработки согласованных мер России и стран Закавказья по усилению защиты от нелегальной миграции. Для этого необходимо разработать  концепцию и целевые государственные программы по регулированию миграционных процессов; двусторонние (и многосторонние) соглашения  по вопросам миграции; механизмы регулирования миграции в рамках программ занятости населения; законодательно-правовые документы по вопросам социальных гарантий трудящихся-мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев. Особо важным  на нынешнем этапе является  упорядочение процедуры  регистрации и получения гражданства.

Как и в России, в странах Закавказья одной из актуальных проблем миграции, обостряющей ситуацию на рынке труда, является широкое участие в экономике  иностранных граждан, отсутствие полного учета этих лиц и законодательной базы, регулирующей эти процессы. В Азербайджане в целях регулирования внешней миграции и упорядочения использования иностранной рабочей силы  принят Закон «Об иммиграции». В 2000 г. подписан Указ «О применении Закона Азербайджанской республики «О трудовой миграции» в соответствии, с которым граждане республики, выезжающие за границу, получают законный статус и лицензию на трудоустройство.

 Правительством Азербайджана, совместно с международной организацией по миграции (МОМ) осуществляется реализация программы по созданию управленческого потенциала по регулированию миграционных процессов. В рамках этой программы разработана Концепция государственной политики в области миграции. Для создания правовой базы по привлечению иностранных инвесторов и в соответствии с международными трудовыми нормами разработано Положение о привлечении иностранной рабочей силы в Азербайджанскую Республику.

        В Армении разработаны основы государственной программы по миграции, включающей концепцию, механизм реализации, рекомендации по ее экономическому и финансовому обеспечению, Правительством разработана комплексная программа интеграции беженцев, включающая программы строительства жилья, создания рабочих мест, формирования законодательного поля, регулирующего проблемы беженцев и их обустройство. Вопросы иммиграции  регулируются Законом «О правовом положении иностранных граждан в республике Армения».

      В Армении с участием МОМ решаются вопросы укрепления кадровой базы в сфере управления миграцией, формируется единая информационная система для  обеспечения разработки и реализации политики миграции. Принятые меры направлены на снижение остроты миграционных процессов в Армении. Вместе с тем, эксперты из Национальной Академии наук прогнозируют сохранение эмиграционной активности в республике, которая, по их мнению, в ближайшие 15-20 лет будет формировать поток эмиграции порядка 50 тыс. человек в год. По мнению других армянских ученых эмиграционная активность армянского населения в дальнейшем несколько снизится  и будет уравновешиваться увеличением потока иммигрантов.

         В Грузии вопросы внешней миграции регулируются в соответствии с Трудовым Кодексом, Законом «О правовом статусе  иностранцев», «О порядке въезда и выезда иностранцев».  Президентом Грузии от 20 июня 1997 г. принят Указ «О неотложных мероприятиях по совершенствованию учета, регулирования и контроля иммиграционно-эмиграционных процессов» в соответствии с которыми разработаны нормативные акты «О временном трудоустройстве иностранных граждан в Грузии», «О временной занятости граждан Грузии за рубежом» и др.

         Острой проблемой для Грузии является социальное обеспечение и жилищно-бытовое обустройство вынужденных переселенцев, численность которых, согласно данным Министерства беженцев  и расселения, по состоянию на 1 января 1997 г. составила 286,6 тыс.человек. Поскольку государственная социальная помощь, оказываемая беженцам, мизерна, почти 20-30 % из них временно находятся на заработках за границей.

Важным направлением миграционной политики  России и стран Закавказья (как и других  стран СНГ), является заключение двусторонних и многосторонних соглашений, направленных на регулирование миграции рабочей силы.  6 марта 1998 г.  Азербайджан и Россия совместно с  Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, и Украиной подписали Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией. Соглашение вступило в силу 14 июня 1999 г. для Азербайджана, России,  Армении, Белоруссии, Казахстана,  Таджикистана и Украины.

В Соглашении определены основные направления взаимодействия его участников в сфере борьбы с незаконной миграцией, в том числе осуществление миграционного контроля, учет незаконных мигрантов, выработка механизма их депортации, гармонизация национального законодательства участников Соглашения в области ответственности для незаконных мигрантов и для всех категорий лиц, оказывающих содействие незаконной миграции. Предусмотрен также обмен информацией по всем вопросам борьбы с незаконной миграцией. Однако эти основные направления на практике еще не реализуются, либо выполняются с оговорками, либо вводятся новые ограничения.  Несмотря на принятое Положение об общей базе данных о незаконных мигрантах, реальный обмен информацией еще не налажен. Не выполняются межгосударственные соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г.

Решение проблемы  регулирования трудовой миграции  в  первую очередь связано с обеспечением равных прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей  в области труда и занятости, социальной защиты наравне с гражданами принимающей страны. В этом плане важное значение  имеет разработка Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей-граждан государств-участников СНГ, осуществляемая  Консультативным Советом по труду, миграции и социальной защите населения стран Содружества (25).

           Существенным моментом для адаптации трудящихся-мигрантов является  оказание помощи со стороны принимающей страны в изучении государственного языка. Эта политика должна сочетаться с мерами по содействию организации программ обучения детей трудящихся-мигрантов на языке государства их происхождения или постоянного проживания.

 До настоящего времени актуальными  мерами по борьбе с нелегальной миграцией являются:

-совершенствование единой системы миграционного контроля, предусматривающую учет нелегальных мигрантов  на стадиях оформления документов на въезд в страны, пересечения государственных границ, пребывания на территории стран и выезда за их пределы.; 

-создание единой базы данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в страны закрыт, определение порядка обмена такой информацией; 

-выработка механизма депортации незаконных мигрантов с определением источников финансирования;

-совершенствование национальных законодательств с точки зрения ужесточения административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере незаконной миграции;

-закрепление в законодательном порядке правового статуса существующих постов иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственные границы; 

-проведение совместных специальных операций и совместной работы пограничных ведомств  по выявлению и пресечению преступной деятельности организаторов каналов незаконной миграции.



предыдущая страница
содержание
следущая страница