k
главная страница демография
миграция
население регионов статьи в журналах учебная литература афоризмы
фото




ТРАНСФОРМАЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

РАЗДЕЛ 4

МИГРАЦИОННЫЙ ОБМЕН РОССИИ И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ


предыдущая страница
содержание
следущая страница

 

3.2.   Трудовая миграция из стран Средней Азии и Казахстана в Россию

           Трудовая миграция – наиболее динамичный и самый большой миграционный поток из СНГ, стимулируемый тяжелой экономической ситуацией и разрушением прежней сферы занятости в этих странах.

       Первоначально развитие трудовой миграции носило взрывной характер, но очень  скоро трудовая миграция стала массовым явлением. Следует отметить, что в трансформирующемся обществе трудовая миграция выполняет исключительно важную роль – роль амортизатора социального недовольства. Бессомнения, в постсоветский период трудовая миграция  позволила  значительной части населения избежать обнищания в условиях обвального падения производства и безработицы.

         Можно сказать, что в определенной степени благодаря трудовой миграции был спасен потребительский рынок на постсоветском пространстве.  С одной стороны, трудовые мигранты поддерживают коммуникации между населением стран СНГ вопреки национализму и разрыву прежних  хозяйственных связей, а, с другой стороны, они сформировали альтернативную сферу занятости с помощью инициативы и деятельности самого населения.

В 90-е годы в связи со  снятием существовавших ранее ограничений на въезд и выезд за границу значительно увеличилась численность международных мигрантов. На миграцию трудовых ресурсов (особенно в рамках СНГ) значительное воздействие оказали политическая нестабильность, межнациональные конфликты и  обусловленная ими вынужденная миграция.

Согласно Конвенции о защите прав всех трудящихся — мигрантов и членов их семей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 45/158 от 18 апреля 1990 г. «...термин «трудящийся мигрант» означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является» [ 64 ].

       К трудовым перемещениям населения можно отнести подавляющее большинство миграций, так как независимо от причины смены жительства человек оставляет рабочее место в пункте выбытия и занимает новое рабочее место в пункте вселения.

        Экономический прогресс различных государств  становится все более зависимым от мировых тенденций и закономерностей общественного развития, активного взаимодействия отдельных национальных экономик друг с другом. Сегодня ни одна страна не может добиться успеха, будучи изолированной от мирового сообщества. Процессы глобализации в сфере экономики, растущее перемещение капитала, расширение экономических, торговых, финансовых связей между странами, бурно происходящая интернационализация производства сопровождаются углубляющейся интеграцией национальных рынков труда, активизацией процессов в сфере международной трудовой миграции.

        Все большее число стран вовлекается в орбиту мировых миграций и участвует в международном обмене трудовыми ресурсами. Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства, нормой существования большинства государств. В 90-е годы почти две трети стран мира в значительных масштабах направляли своих работников за рубеж или принимали иностранную рабочую силу. По оценкам МОТ, в середине 90-х годов численность экономически активных иностранцев в зарубежных странах составляла от 36 до 42 млн. человек, а с учетом членов их семей — 80—97 млн. человек.

Тенденции к расширению внешней трудовой миграции, которые в последние десятилетия достаточно четко проявились во многих странах мира, уже в течение длительного времени наблюдаются и в современной России.

        Одним из результатов политических и социально-экономических преобразований в Российской Федерации стало превращение ее в центр притяжения трудовых мигрантов не только из бывших союзных республик, но и из стран дальнего зарубежья. При этом в государственной политике регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы произошел поворот от идеологических соображений к  экономическим.

        К началу проведения реформ в Российской Федерации находилось около 100 тыс. трудящихся-мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Трансформация политической и экономической системы, придание российскому обществу определенной степени открытости естественным образом способствовали увеличению притока в страну иностранной рабочей силы.

       В ходе реформирования российской экономики наша страна оказалась в двояком положении:

- с одной стороны, снижение уровня жизни широких масс населения (особенно представителей ряда профессий, в первую очередь научных работников, ученых, творческой интеллигенции) привело в действие выталкивающие факторы, стимулировавшие выезд национальной рабочей силы за рубеж. В условиях жесточайшего кризиса упрощение выезда из страны способствовало росту оттока за рубеж многих профессиональных групп населения;

- с другой стороны, Россия относительно многих других стран, особенно в рамках СНГ, сохраняла в последние годы более прочное экономическое положение, что сделало российские рынки труда привлекательными для многих иностранных граждан.

           Расширение использования иностранной рабочей силы в экономике России, как результат включения страны в систему международного рынка труда, обусловлено целым рядом факторов.

      С экономической точки зрения причины внешней трудовой миграции в Россию можно свести к двум основным — межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда.

      Первый важный фактор трудовой иммиграции в Россию — ее относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. В последнее десятилетие в Российской Федерации ВВП на душу населения значительно превышал аналогичный показатель основных стран — экспортеров рабочей силы в Россию, прежде всего стран СНГ. По данным Госкомстата России, в 1996 г. в России он составлял 6742 долл. В начале 1996 г. среднемесячная заработная плата (в долларовом эквиваленте) в Казахстане была в 1,5 раза ниже, чем в России, в Киргизии - в 4 раза, в Таджикистане - в 15 раз (табл. 3.5).

       Второй важный фактор, определяющий приток трудовых мигрантов, — ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющиеся возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.

Таблица 3.5.

Валовой внутренний продукт на душу населения и среднемесячная заработная плата в 1996 году

Страны

ВВП на душу населения

 

Среднемесячная з/пл.

в долларах США

Уровень России к отдельной стране*

в долларах США

Уровень России к отдельной стране*

Россия

6742

  -

154,2

  -

Страны СНГ 

 

 

 

 

 Из них:

 

 

 

 

Казахстан

4328

1,56

101

1,53

Киргизия

2101

3,21

38,3

4,03

Таджикистан

921

7,32

10,1

15,27

Источник: Статистический сборник «Россия и страны мира», Москва, 2000г, стр.67, 131.

        Рассчитано по данным сборника «Россия и страны мира», Москва, 2000г, стр.67, 131

 

        В 90-е годы по уровню безработицы большинство стран СНГ находилось на более высоком уровне, чем Россия. В частности, в 1999 г. показатель регистрируемой безработицы составил в России 1,7 %, в Казахстане - 3,9%, в Киргизии - 3,0%, в Таджикистане - 3,1%.

      Профессиональный состав трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, в основном соответствует структуре потребности в рабочей силе предприятий и организаций.

     Существующая в настоящее время на российском рынке труда структура вакансий в первую очередь ориентирована на рабочих и занятых физическим трудом, а не на представителей так называемых «белых воротничков».

     В 90-е годы в общем числе заявленных в службу занятости свободных рабочих мест вакансии для рабочих составили более двух третей. В последние годы в структуре потребности в работниках для замещении свободных рабочих мест на долю отраслей материального производства приходилось свыше 60% общего числа вакансий.

     Именно в сферу материального производства России направлена значительная часть потоков иностранных работников.

Как и в большинстве стран мира, важнейшая причина, генерирующая занятость иностранной рабочей силы - относительная ее нехватка в отдельных секторах экономики и регионах, по отдельным профессиям и по отдельным видам работ. Прежде всего это те сферы занятости, которые характеризуются низким уровнем оплаты труда, большим количеством непривлекательных рабочих мест, отдаленностью районов.

      Сегодня в России при наличии безработицы сохраняется потребность в рабочей силе определенного качества и специализации. Большими объемами низкооплачиваемых ручных работ и отсутствием желающих выполнять их из числа местного населения. На многих территориях наблюдается нехватка рабочих в строительстве, на транспорте (водителей автобусов, троллейбусов и трамваев), станочников, газоэлектросварщиков и других профессий.

      В целом по России число только зарегистрированных в службах занятости свободных рабочих мест составляет около восьмисот тысяч вакансий.

      В условиях постепенной стабилизации экономического положения часть внутренних трудовых ресурсов или не ориентирована полностью на занятие этих рабочих мест (в основном из-за низкого уровня оплаты труда, либо в силу недостаточной гибкости рынка труда), или не способна обеспечить высокую производительность и необходимое качество труда. В результате в сфере рынка труда и занятости населения создаются объективные предпосылки для миграционного притока иностранных работников.

      Чтобы лучше понять современную трудовую миграцию в Россию, необходимо выделить и охарактеризовать основные тенденции притока в страну иностранной рабочей силы, что, в свою очередь, позволит глубже оценить последствия трудового обмена Российской Федерации.

По развитию трудовой миграции СНГ быстро догоняет остальной мир.

Исследования, проведенные в рамках Независимого исследовательского Совета по миграции стран СНГ и Балтии, позволяют оценить число граждан стран СНГ, участвующих в трудовых миграциях (зарегистрированных и не зарегистрированных), в 10 миллионов человек в год. Половину этого потока образуют граждане России. Из стран СНГ в Россию приезжает примерно 3 миллиона мигрантов - оценка, совпадающая с оценками других исследователей.

      Статистический учет процесса внешней трудовой миграции был организован Федеральной миграционной службой с 1994 года. По имеющимся данным на базе этого учета в динамике процесса трудовой миграции иностранных работников в Россию можно привести следующую периодизацию:

      Первый период (до середины 90-х годов) — период ускоренного роста трудовой иммиграции в Россию. Трансформация политической и экономической системы, международное экономическое сотрудничество, и прозрачность внешних границ естественным образом способствовали увеличению притока в Россию иностранной рабочей силы. В это время по сравнению с началом 90-х годов число трудящихся-мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья возросло почти в 3 раза.

     Второй период (1996—2000 гг.) характеризуется тенденцией сокращения легального использования иностранной рабочей силы. По данным официальной статистики, в 2000 г. по сравнению с серединой 90-х годов численность зарегистрированных иностранных работников в стране уменьшилась на четверть.

 

Рис. 1 Динамика численности иностранной рабочей силы в

Российской Федерации в 1994—2005 гг., тыс. человек

      Третий период (2001-2005 гг.) значительный рост численности зарегистрированных иностранных работников (рис. 1.).

      По данным государственной статистики, численность официально зарегистрированной иностранной рабочей силы, привлеченной в российскую экономику в 2005 г. составила 702,5 тыс. человек, т. е. за последние десять лет (с 1995-го по 2005 г.) возросла в 2,5 раза. В 2005 году иностранными работниками была заполнена примерно четверть заявленных работодателями вакансий. Привлечение на законном основании иностранных работников в целом по Российской Федерации не оказывало существенного влияния на российский рынок труда.

        Удельный вес легальных работников - мигрантов в 2005 году составлял 1% от численности занятых в экономике Российской Федерации. При этом в 67 субъектах Российской Федерации данный показатель был значительно ниже средне-российского и колебался в пределах от 0,01% в Пензенской области до 0,84% в Республике Коми.

       В остальных субъектах Российской Федерации отмечалось превышение средне - российского показателя. При этом наибольшим оно было: в Ямало-Ненецком АО почти в 9 раз, в Ненецком АО - в 5,7 раза, в Еврейской АО - в 5,2 раза, в г. Москве - в 4 раза, в Сахалинской области - в 3,7 раза, в Эвенкийском АО и в Читинской области - в 3,3 раза, в Ханты-Мансийском АО - в 3,1 раза, в Республике Саха (Якутия) - в 2,4 раза, в Приморском  крае - в 2,3 раза.

        В  2005 г. в Российской Федерации официально работали граждане из 138 иностранных государств. Это представители как государств-участников СНГ, на долю которых приходится более 48% всех привлеченных трудовых мигрантов (табл. 3.6.), так и граждане стран, традиционно относимых к «дальнему зарубежью».

Таблица 3.6.

Структура иностранной рабочей силы по странам происхождения 1994-2005, в  %%

 

Страна-экспортер

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Всего:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Республики

 бывшего СССР

57,2

50,23

52,87

49,11

47,83

46,88

51,90

54,18

58,47

49,46

49,62

49,77

Киргизия

0,1

0,25

0,41

0,54

0,29

0,28

0,42

0,60

1,81

12,78

1,74

2,31

Таджикистан

0,5

0,53

0,68

1,28

1,36

1,94

2,91

3,53

4,67

36,04

5,06

7,49

Туркмения

0,0

0,04

0,10

0,17

0,12

0,14

0,09

0,04

1,95

0,48

0,07

0,21

Узбекистан

1,2

1,28

1,40

1,33

1,24

1,61

2,86

3,57

4,31

38,50

5,24

6,98

Страны дальнего зарубежья

42,8

49,77

47,13

50,89

52,17

53,12

48,10

45,82

41,53

50,54

50,38

50,23

Источник: Сборник Мониторинг легальной (незаконной) внешней трудовой        

миграции  за 2004-2005 гг.  ФМС России. Москва, 2006, стр.23. аза данных Росстата.

 

     За последние годы выделялся ряд стран, наиболее активно поставляющих работников на российский рынок труда (не менее 1000 человек в год). Всего насчитывается 27 таких государств. Из них в 2005 г. лидировали: Китай - 22,9% от общей численности привлеченных иностранных работников, Украина - 20,2%, Турция - 10,5%, Вьетнам - 7,9%, Таджикистан - 7,5%, Узбекистан - 7% (таблица 3.7.).

     Таким образом, в 2005 г. на долю шести перечисленных выше государств приходилось более ¾ всей иностранной рабочей силы, осуществлявшей легальную трудовую деятельность в Российской Федерации.

Таблица 3.7.

Привлечение иностранной рабочей силы на территорию РФ в 2005г.

Страны

Общая численность  привлекаемой иностранной рабочей силы, человек

Удельный вес, %

Всего:

702,5

100,0

    в том числе из:

 

 

Таджикистана

52,60

7,49

Узбекистана

49,04

6,98

Киргизии

16,23

2,31

Туркмении

1,50

0,21

Источник: Сборник Мониторинг легальной (незаконной) внешней трудовой миграции  за 2004-2005 гг.  ФМС России. Москва, 2006, стр. 23.

   

      Отмечаются различия в распределении иностранных работников по сферам экономической деятельности между странами СНГ и другими странами. Труд граждан из стран СНГ был более востребован, чем труд граждан из других стран практически во всех перечисленных выше отраслях, за исключением оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и пр. Особенно значительные расхождения отмечались в доле занятых из этих двух групп стран в обрабатывающих производствах, где доля выходцев из стран СНГ составляла 5,1% против 1,8 % из других стран, оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и пр. - соответственно 7% и 23,5%, транспорте и связи - соответственно - 4,2% и 0,5%  (табл. 3.8.).

       Трудовая миграция из бывших союзных республик охватывает преимущественно профессиональные группы строителей и рабочих. По нашим оценкам доля строителей превышает треть. Второе место занимает профессиональная группа работников, занятых в металлообработке (15%). Третье место принадлежит рабочим, занятым на силовых установках (мотористы, электрики, электромонтеры и др.) — 14%. Среди профессиональных групп выделяются также занятые на транспорте (в первую очередь водители), а также работники сельского хозяйства.

Таблица 3.8.  

Распределение иностранной рабочей силы из стран Средней Азии по отраслям экономики России  в 2005 году

 

Страна исхода (происхождения)

строительстве

обрабатывающих производствах

сельском хозяйстве

транспорте, связи

оптовой и розничной торговле

других видах экономической деятельности

Численность иностранных работников – всего

272 122

48 725

33 438

32 972

213 933

101 310

В том числе: Казахстан

1 018

646

289

438

495

1 232

Киргизия

5 532

1 994

549

905

5 037

2 211

Таджикистан

23 737

6 170

2 212

4 084

10 428

5 971

Туркмения

518

312

102

98

244

225

Узбекистан

17 345

6 462

3 771

3 141

11 357

6 967

Источник: Сборник Мониторинг легальной (незаконной) внешней трудовой миграции  за 2004-2005 гг.  ФМС России. Москва, 2006, стр.31-34.

 

      Трудовая миграция осуществляется как в законной, так и в незаконной формах. Законный мигрант (если он иностранец) должен иметь следующие разрешения: на въезд в страну, на пребывание в ней в течение определенного срока, на трудовую деятельность. Если одно из этих требований нарушено, мигрант считается незаконным.

      Незаконных мигрантов часто называют нелегалами, употребляя эти понятия как синонимы. Между тем, если нелегальные мигранты всегда и незаконные, то незаконные мигранты не обязательно нелегальные. Так, подавляющее большинство трудовых мигрантов из тех стран, откуда для въезда в Россию нужна виза, имеют ее. Следовательно, они въезжают и находятся в стране легально.

      Наиболее часто встречающееся при этом нарушение - несоответствие занятий в стране пребывания целям въезда. Типичное нарушение — въезд по туристической или учебной визе с целью торговли на рынке. Второе типичное нарушение — просроченная виза. Но и в этом случае мигрант чаще всего не становится нелегалом: он открыто торгует на рынке и платит штрафы за нарушение режима пребывания в стране. Он, безусловно, в этом случае не соблюдает закон, но в то же время и не скрывается.

       Для въезда в Россию из стран СНГ кроме Грузии и Туркменистана, не требуется визы. Считается, что большинство трудовых мигрантов из СНГ не регистрируются по месту жительства. Вероятно, это преувеличение. Жить в России, не имея даже временной регистрации, очень трудно, так как это сопряжено с милицейскими поборами и неудобствами в пользовании социальными услугами. Скорее всего можно говорить о незарегистрированных работниках-мигрантах, чем о жителях-мигрантах.



предыдущая страница
содержание
следущая страница